Воздушные компрессоры бывают как бытового, так и профессионального или промышленного типа и назначения. При этом принцип работы остаётся неизменным. Как и потребность в периодическом обслуживании. Одной из основных процедур при обслуживании считается замена компрессорного масла. Выбирают рабочую жидкость исходя из конструктивных особенностей конкретного устройства и условий его последующей эксплуатации.
Какие функции выполняет масло
Перед маслом для поршневых воздушных компрессоров стоят достаточно важные задачи. Основная функция — это обеспечение надёжной, эффективной и стабильной работы компрессора. Заключается это в выполнении таких задач:
- смазывание трущихся элементов и поверхностей, что продлевает их срок службы;
- охлаждение поршневой группы, поскольку при работе происходит сильный нагрев;
- уплотнение зазоров;
- снижение детонации;
- обеспечение герметичности рабочей камеры.
Если уровень масла будет низким, либо смазка вообще будет отсутствовать, камера сжатия снизит свою герметичность, что негативно скажется на производительности и техническом состоянии компрессора.
Некоторые спрашивают, чем отличается специальное компрессорное масло от обычного моторного, и можно ли его использовать. Такой вариант является нежелательным. Если говорить о том, чем отличается по факту компрессорное масло от автомобильного моторного, то здесь выделяют такие нюансы:
- более высокие экологические характеристики у компрессорной смазки;
- выше показатель пожарной безопасности;
- разные параметры вязкости.
В теории залить моторную жидкость можно. Но нет гарантий, что компрессор при этом будет работать стабильно и без проблем.
Скорее подойдёт для разового применения, когда найти специальную смазку невозможно, а агрегат срочно нужно запустить в работу. После этого сразу же слейте моторное масло, промойте систему и залейте подходящую жидкость. А ещё лучше стараться всячески избегать подобных ситуаций.
Требования к маслам
Из-за конструктивных особенностей компрессора к маслам для их работы предъявляются особые требования. Для смазки хорошо, когда она находится в замкнутой системе и герметичном корпусе. Но если говорить про поршневой компрессор, то тут верхние элементы поршня, а также цилиндра контактируют с окружающей средой. В итоге масло загрязняет создаваемый сжатый воздух. Из-за этого оборудование должно одновременно решать 2 задачи:
- использовать минимум смазки, чтобы сжатый воздух оставался чистым;
- эффективно смазывать трущиеся поверхности.
Тогда какое смазочное масло заливается в компрессоры, чтобы удовлетворить этим требованиям? Оно должно иметь следующие параметры:
- Хорошая адгезия. Смазка будет удерживаться в рабочей зоне и не проникать в воздушный поток.
- Стабильность при высокой температуре. Компрессор греется при работе, поэтому это важно.
- Высокая температура вспышки. Создаёт все условия для пожарной безопасности.
- Вязкость. Состав не должен быть чрезмерно жидким, иначе будет вытекать. Но и густая смазка окажется неэффективность.
- Склонность к образованию отложений. Речь идёт о нежелательных углеродистых отложениях. Чем их меньше, тем стабильнее работает воздушный компрессор.
Если оборудование работает в условиях низких температур, тогда ещё следует обращать внимание на такой показатель как температура застывания.
Для воздушных компрессоров рекомендуется брать смазку с вязкостью 10-12, и с температурой вспышки минимум 350 градусов Цельсия.
Если вы не знаете, какое масло нужно лить в свой компрессор, то просто загляните в техническую документацию. Там указан тип, характеристики, объём и другие параметры. Лучше производителя компрессора никто не знает ответ на этот вопрос.
Даже если техпаспорта не сохранилось, вы всегда можете найти информацию на сайте изготовителя, обратиться в техподдержку, спросить совет в магазине и так далее.
Минеральные против синтетических
Компрессорные масла могут быть как минеральными, так и синтетическими. Это важно учитывать при выборе.
Тезисно можно сделать следующие выводы относительно этих видов:
- минеральные составы дешевле;
- минеральное масло подойдёт тем воздушным компрессорам, которая работают периодически, а не постоянно;
- минералка имеет жёсткие температурные ограничения, поэтому допускать нагрев выше 90 градусов Цельсия нельзя;
- синтетические жидкости дороже, но обладают улучшенными характеристиками;
- их температурный диапазон широкий, и может достигать 200 градусов Цельсия;
- синтетика сохраняет рабочие характеристики при отрицательной температуре, чего не скажешь о минеральном аналоге.
Срок службы синтетического компрессорного масла превышает эксплуатационный период минеральных масел в 3-4 раза.
Синтетику лучше всего брать для мощных, а также постоянно эксплуатируемых компрессоров.
Приведём несколько примеров того, какое масло можно смело залить в свой воздушный компрессор. При условии, что их характеристики будут соответствовать требованиям изготовителя агрегата.
К числу лидеров рынка относятся:
- Fubag;
- BP Enersyn GCS 180;
- Ариан К12;
- Mobil Rarus;
- KM 100 Энкор;
- Зубр ЗМК ПС и так далее.
Зная теперь, какое специальное масло можно залить в компрессор, пора переходить к вопросу его замены своими руками.
Интервал между заменами
Поскольку вязкость и прочие характеристики постепенно начинает снижаться, эффективность работы компрессорного масла падает, то его требуется периодически менять. Вопрос лишь в том, с каким интервалом это делать.
Важно понимать, что та же вязкость у свежего компрессорного масла может снижаться и повышаться под воздействием разных факторов. Износ смазки во многом зависит от условий эксплуатации и нагрузки. Основным ориентиром должен быть интервал, прописанный производителем воздушного компрессора в технических документах.
Если это новый компрессор, он обязательно должен пройти обкатку. После чего масло подлежит обязательной замене. В среднем обкатка занимает 15-20 часов эксплуатации.
Опять же, точный период обкатки указан в техпаспорте. Последующие замены выполняются с интервалом 400-500 часов работы, но не реже 1 раза в год. При эксплуатации в тяжёлых условиях период между заменами сокращается в 2-3 раза.
Дополнительно ориентируйтесь на характер поведения воздушного компрессора, появление нехарактерных звуков и так далее. Ещё один способ проверки состояния — это визуальная оценка:
- если смазка побелела, то воды в составе больше, чем это допускается;
- при потемнении масла можно говорить о перегреве.
В обоих случаях требуется обязательная замена. При обслуживании некоторых воздушных компрессоров дополнительно при каждой плановой замене масла также нужно поменять фильтр и сепаратор. Это особенно актуально для винтовых воздушных компрессоров.
Проверка уровня
Теперь о том, каким должен быть нормальный или правильный уровень смазочного масла в компрессоре. Обслуживаемые устройства обычно имеют смотровое стекло или щуп. Именно по ним и определяется уровень масла в компрессоре и то, какой он должен быть.
Обычно нормальным уровнем считается нахождение смазки на 2/3 расстояния между отметками Max и Min (Макс и Мин). Если смотрового стекла нет, проверить можно по заливному отверстию. Смазка не должна находиться заметно ниже уровня этой горловины.
Как выполняется замена масла
Остаётся заняться заменой масла в своём компрессоре. Принципиально сложного в этом ничего нет. Определите заранее, сколько масла требуется заливать в конкретный компрессор. Это можно узнать по техническим параметрам, где указан заправочный объём, либо опытным путём. То есть сколько слили, столько и залили. Проверили уровень и при необходимости добавили.
Правильная замена масла предусматривает слив отработки, промывку и последующую заливку нового состава.
Поэтому менять и заливать компрессорное масло рекомендуется по следующей инструкции.
- Остановите компрессор и отключите его от сети. Также отключите от оборудования всё лишнее. Если же агрегат стоял без работы, его лучше немного прогреть. Это увеличит текучесть смазки и её будет проще слить в полном объёме.
- Горячий компрессор должен остыть. Иначе есть риск получения ожогов.
- Стравите воздух, который находится в ресивере. Убедитесь, что манометр показывает нулевое значение.
- Подготовьте ёмкость подходящего объёма, и установите её под картер компрессора. Туда будет стекать отработка.
- Снимите гайку или пробку с заливного отверстия. Обычно она находится на поршневом блоке, сверху катера.
- Далее откручивайте сливную гайку. За счёт снятой заливной пробки слив будет проходить быстрее и равномерно.
- Далее воспользуйтесь специальной промывочной жидкостью. Залейте её в систему, включите компрессор. Дайте устройству поработать в течение 15 минут. Теперь точно так же слейте.
- Если вы переходите с одного вида масла на другой (с минерального на синтетическое, или наоборот), желательно дважды промыть всю систему, после чего заменить фильтры.
- Слив отработку и промывочную жидкость, через заливное отверстие постепенно добавляйте новую рабочую жидкость.
- Ориентируясь по смотровому стеклу, следите за уровнем. Если смотрового окошка нет, тогда используйте щуп.
- Заливайте немного больше максимального уровня.
- Подождите некоторое время. Дайте жидкости стечь. Только после этого проверяйте уровень. Какой должен быть оптимальный уровень, вы уже знаете из инструкции выше.
- Закройте заливное отверстие, сделайте пробный пуск воздушного компрессора. Ещё раз проверьте уровень. При необходимости долейте немного рабочей жидкости.
Учтите, что смешивать компрессорные масла разного типа, как и от различных производителей, настоятельно не рекомендуется. Если происходит смена типа состава, обязательно проведите процедуру промывки. Иначе образуется осадок, усиливающий трение между элементами агрегата и ускоряющий износ.
Недостаток масла в системе воздушного компрессора, как и его избыток, одинаково негативно влияют на агрегат. В первом случае система может вообще не запускаться или внезапно остановиться. При избыточном количестве масла состав начнёт активно подаваться в систему, что влечёт за собой риск гидроудара.
Как видите, с заменой масла в воздушном компрессоре можно справиться своими силами. Тут главное правильно подобрать рабочую жидкость и, следуя инструкциям и рекомендациям производителя, слить и залить новый состав. Если же после замены компрессор всё равно работает нестабильно или проявляются признаки неполадок, лучше отдать прибор на диагностику и ремонт специалистам.
Как часто пользуетесь воздушным компрессором? Кто занимается его обслуживанием? По какому принципу выбираете масло и проводите замену?
Ну у меня типа компрессор воздушный для подкачки шин. Работает от прикуривателя. Если вы о подобных устройствах, то еще ни разу масло там не менял. Не уверен что он вообще обслуживаемый. С другими компрессорами не сталкивался.
Речь идёт о больших компрессорах, автомобильный обслуживать не нужно)
Занимаюсь маляркой, часто работаю пульверизаторами от компрессора. Поэтому компрессор просто необходим почти каждый день. Обслуживаю обычно после каждого крупного заказа. Или просто 3-4 раза в год. От сезона зависит короче. Меняю масло сам. Все просто.
Большое спасибо. Инструкция как раз пригодилась. Завтра пойду менять масло в своем компрессоре. Точнее он мне от отца достался. Лежал долго без дела. Нужно обязательно обслужить.
Отдельный респект за список масел. Так хоть проще ориентироваться по ассортименту, который есть в магазинах. А вообще всегда ориентировался на технический паспорт. Там все указано и расписано подробно. Пользуйтесь им.
Полезная штука этот воздушный компрессор. Помогал в самых разных делах. Но и ухода требует соответствующего. Масло меняю раз в год обычно. Было и дважды пришлось заменить состав. Никаких проблем. Все своими руками.