Бензиновые генераторы активно используются как автономные источники электроэнергии. Устройство работает по принципу преобразования механической энергии в электрическую, что достигается за счёт ДВС. Генераторы могут быть бензиновыми и дизельными. Акцент сделаем на первом типе. Такие устройства более доступные и распространённые.
Когда в доме, в магазине, на каком-то небольшом производстве отключается электричество, для восстановления работы многие применяют собственные бензогенераторы. Но при их эксплуатации требуется периодически заниматься их обслуживанием. Одна из ключевых задач — это правильная и своевременная замена масла.
Как и автомобильный ДВС, бензиновый мотор в генераторе требует замены смазочного материала. Важно правильно выбрать состав и, в соответствии с требованиями, заменить старое масло.
Классификация масел
Начнём с того, что двигатели бывают 2-х и 4-тактными. Наибольшее распространение получили именно 4-тактные моторы. Но и 2-тактные также продолжают использоваться. Выбор масла начинайте с того, каким именно ДВС оснащён агрегат. Для четырёхтактного генератора требуется специальное 4-тактное масло. А для 2-тактного берите составы, где имеется обозначение о том, что состав предназначен для соответствующего типа моторов.
Бензиновые генераторы заправляют 3 видами масел:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Синтетика обладает лучшими эксплуатационными и техническими характеристиками. Масло служит дольше и эффективнее. Минеральные масла самые доступные по цене, но могут негативно сказываться на сроке службы генератора. Полусинтетика занимает промежуточную позицию.
Помимо основы, в состав масел каждый производитель добавляет определённые присадки для улучшения свойств и получения дополнительных характеристик.
Классифицируют масла по вязкости и совместимости с ДВС. Для этого используют системы SAE и API. Система SAE определяет разную вязкость масла и делит его на 3 категории:
- летнее;
- зимнее;
- всесезонное.
И у каждой категории своя группа подкатегорий.
Система API разделяет составы по соответствию двигателям. Маркировка выполнена в виде 2 букв.
Для бензиновых двигателей первая буква в маркировке по API всегда будет S.
Вторая буква означает тот или иной уровень качества. Постепенно двигатели улучшаются и совершенствуются. К маслам предъявляются повышенные требования. Для маркировки используются буквы английского алфавита. И чем больше эта буква удалена от начала алфавита, тем выше качество.
В настоящее время для автомобильных современных бензиновых ДВС в основном используют масла с маркировкой SN. А вот для бензогенераторов обычно применяются SJ и SN масла.
Как выбрать масло
Теперь надо решить, какое масло правильно будет заливать в генератор. Тут следует отталкиваться от систем SAE и API, а также от типа состава. Начнём с SAE, то есть вязкости.
Выбирая масло для генератора по вязкости, учитывайте температурные условия, в которых будет эксплуатироваться генератор.
Для жаркого климата берите летние составы. Для умеренного климата лучше взять универсальное всесезонное масло. Если же зимой температура стабильно держится ниже -15 или -20 градусов Цельсия и требуется часто запускать генератор, тогда отдавайте предпочтение зимним видам.
Но, как показывает практика, оптимальный вариант для большинства случаев — это всесезонное масло с индексом вязкости 10W40.
На этикетке масла должна содержаться информация о том, для каких типов мотора подходит состав. Возможны такие варианты:
- только для бензиновых ДВС;
- для 4-тактных моторов;
- для 2-тактных двигателей;
- для бензиновых и дизельных.
Выбрать не так сложно. Если у вас бензиновый генератор с 4-тактным ДВС, тогда не стоит брать составы для 2-тактных двигателей. Касательно универсальных жидкостей для бензиновых и дизельных моторов ходит много споров. Чтобы не рисковать, берите именно бензиновые масла.
Что же касается того, какое масло по системе API лить в генератор, то тут учитывайте такие моменты:
- синтетика дольше сохраняет свои свойства и характеристики, реже требует замены, но стоит дороже;
- минеральные составы дешёвые, но их ресурс заканчивается довольно быстро, из-за чего частые замены неизбежные;
- полусинтетика обладает усреднёнными показателями.
Помимо общих параметров, в первую очередь обращайте внимание на рекомендации производителя генератора.
На самом агрегате, либо в технической документации указано, какое масло требуется заливать и как часто проводить замену.
Определившись с тем, какое масло необходимо заливать в свой бензиновый генератор, можно приступать к самой процедуре замены.
В итоге можно дать такие рекомендации:
- ориентируйтесь на рекомендации производителя и данные в техпаспорте по выбору и замене смазки;
- если таких данных нет, отдавайте предпочтение проверенным маркам производителей масел;
- оптимальным выбором считается полусинтетика;
- чаще всего для бензогенераторов используют составы с вязкостью 10W30 и 10W40;
- когда зимой температура опускается ниже -30 градусов Цельсия, берите зимнее масло.
Чтобы электрогенератор работал стабильно, долго и безоткатно, нужно заливать свежее масло с определённым интервалом. Иначе бензиновый генератор может износиться, выйти из строя и потребовать полной замены в самых запущенных случаях.
Популярные масла от разных производителей
Приведём несколько примеров масел для бензиновых генераторов от разных изготовителей.
Теперь о том, какое масло будет лучше залить в двигатель своего бензогенератора. Вполне можете рассматривать в качестве варианта для покупки эти составы:
- Castrol Magnatec 10W40. Это полусинтетика для 4-тактных ДВС. Подойдёт для бензиновых и дизельных генераторов. По API имеет класс SL. Отлично себя показывает при длительной работе. Но и цена довольно высокая.
- Mobil Super 1000 10W40. Минеральный состав. Имеет маркировку SL. Подходит для нормальных нагрузок. Недорогой, но эффективный вариант.
- Q8 Formula Advanced Plus 10W40. Синтетическая смазка для автомобилей. Но даже в спецификациях указано, что масло можно применять для обслуживания генераторов. Имеет высокий класс SN. Отлично защищает внутренние детали от износа и коррозии в разных режимах эксплуатации.
- Mostela 10W40. Полусинтетический состав для разных типов двигателя. Можно заливать и в дизель-генераторы. Класс SG по API. Применяется на 4-тактных ДВС.
- Yuko Master Synt 4T 10W30. Полусинтетика, которую рекомендуют использовать в хозтехнике. Минимально расходуется, почти не испаряется, противостоит коррозии и не образует нагар. При этом цена довольно низкая.
- Werk 10W40. Разработанное специально для бензогенераторов масло. Соответствует стандарту API SG/SJ. Цена средняя.
Но это лишь примеры того, на какие бренды можно обратить внимание.
Периодичность замены
Теперь вы знаете, какое масло лучше заливать в свой бензогенератор. Далее нужно решить, как часто предстоит заниматься сливом отработки и заливкой новой рабочей жидкости.
Существует определённый интервал между заменами, который производитель генератора прописывает в техническом паспорте. Но бывает так, что получить официальные сведения невозможно по разным причинам.
Если вы только приобрели бензиновый генератор, учитывайте такие рекомендации.
- Первая замена. Проводится после так называемой обкатки. Это очень важный интервал, поскольку долго тянуть с первой заменой нельзя. Её рекомендуют проводить через 5 часов работы. Кто-то включает генератор сразу на 5 часов. Другие могут запускать его по 30-60 минут раз в неделю. Как только в сумме генератор отработает эти 5 часов, меняйте жидкость. За период обкатки нового бензогенератора происходит притирка деталей, устраняются все внутренние неровности и дефекты. Образуется металлическая стружка. Если её не удалить, могут возникнуть проблемы с ДВС. Поэтому первую замену проводят с небольшим интервалом.
- Вторая замена. В среднем это от 20 до 25 часов работы устройства. Считается оптимальным интервалом, вне зависимости от нагрузок.
- Третья замена. Её лучше всего сделать спустя 50 часов после второй замены.
- Последующие замены. Обычно интервал составляет от 50 до 100 часов.
Если же у вас есть техпаспорт с прописанными производителем интервалами между заменой, тогда придерживайтесь этих параметров. Можно даже на 10-20% сократить интервал, если генератор эксплуатируется под большой нагрузкой.
Как выполняется замена
Принцип замены смазки в бензогенераторах ничем особо не отличается от смены жидкости в автомобильных двигателях.
Суть в том, чтобы слить отработку и залить свежий состав. Для этого необходимо сделать следующее:
- Прогрейте немного двигатель, запустив его на 10-15 минут. Это увеличит текучесть, и позволит жидкости быстрее и в большем объёме выйти из системы.
- Отключите генератор и разместите его на ровной горизонтальной поверхности.
- Найдите сливное отверстие. Оно должно располагаться внизу. У каждого производителя своя схема расположения.
- В зависимости от того, сколько жидкости входит в двигатель, подготовьте пустую ёмкость чуть большего объёма. Подставьте её под сливное отверстие.
- Открутите сливную пробку. Только делайте это постепенно. Иначе состав может хлынуть под напором. Желательно надеть на руки плотные непромокаемые перчатки, чтобы не обжечься.
- Дождитесь, пока из сливного отверстия не перестанет стекать масло. Наберитесь терпения. Чем больше масла выйдет, тем лучше.
- Закрутите сливное отверстие плотно. При необходимости замените на пробке уплотнительную прокладку. Иначе она может пропускать жидкость в последующем.
- Через заливное отверстие, ориентируясь на объём слитого масла, залейте свежую жидкость.
- Проверьте уровень. Обычно он должен доходить до резьбы. У некоторых есть отметки уровня.
- Закрутите плотно крышку заливного отверстия.
- Сделайте пробный запуск двигателя, и дайте ему поработать 5-10 минут. Так новое масло пройдёт по всей системе.
В некоторых случаях, если бензогенератор старый и при сливе обнаруживаются следы металлической стружки, будет не лишним промыть двигатель. Для этого берут специальные промывочные масла, либо недорогие рабочие жидкости. Заливают, гоняют мотор несколько минут, сливают и заливают уже хорошее свежее моторное масло.
Советы производителей
Сами производители бензиновых генераторов дают ещё несколько полезных советов:
- перед покупкой смазки для двигателя внимательно изучите информацию о конкретной модели вашего генератора;
- ориентируйтесь по типу топлива, и для бензиновых ДВС берите смазку для бензиновых моторов;
- 4-тактные моторы работают на чистом бензине, а 2-тактные требуют добавления масла в топливо;
- старайтесь максимально полностью сливать отработку, чтобы она не смешивалась с новым составом;
- примерно на каждой 3-4 замене масла выполняйте промывку двигателя от образующегося осадка;
- никогда не смешивайте разные масла.
Нет необходимости тратить лишние деньги на специализированные масла. В действительности для бензогенераторов подходят и автомобильные рабочие жидкости. Главное, чтобы состав соответствовал требованиям и условиям эксплуатации бензинового генератора.
У кого есть бензогенератор? Для каких целей используете? Кто занимается обслуживанием? Как часто меняете масло и по какому принципу его выбираете?
У меня стоит такой аппарат на даче. С электричеством там часто проблемы. На период строительства домика купил и завез генератор. Там и остался. Пользуемся до сих пор. Когда света нет, а хочется там побыть, отдохнуть или делами заняться.
Сам обслуживаю. Согласен на 100%. Замена масла прямо как в машине. Я бы даже сказал проще. Не нужны там всякие домкраты, ямы и так далее. Открутил, слил, залил и закрутил. Вот и все. Генератор у меня работает часто. Потому уже дважды промывал мотор. Выходил разный мусор. Полезная процедура. Всем советую.
Вообще покупал генератор для магазинчика. Несколько раз оставались без света на целый день. Надоело. Купил генератор и включал в последующем. Сейчас переехали в другое здание. Тут уже таких проблем нет. Так что генератор стоит пылиться в гараже. Не знаю что с ним делать.
Масло берут всесезонное. Полусинтетику. Обычно это Мобил или Лукойл. Недорогие, но качественные. Правда один раз купил подделку. Пришлось практически сразу сливать и промывать систему. А то движок начал явно работать со сбоями. Это уже потом понял, что дело в подделке. Так что будьте внимательными.
Построил гараж метрах в 15 от дома. Но вот электрику туда пока подвести не получилось. Взял генератор. Сделал под него короб снаружи, чтобы не шумел сильно в гараже. Плюс охлаждение лучше на воздухе. Меняю масло по инструкции производителя. Интервалы строго соблюдаю.
Я себе взял за правило делать замену каждые 40 часов работы. Веду специальный журнал. Записываю сколько по времени отработал. Когда приближаюсь к 40 часам, покупаю масло и меняю. Замена сама по себе элементарная.