Какие существуют присадки для моторного масла, их свойства, преимущества и недостатки

Практически каждый автомобилист слышал о таком понятии, как присадки. Они бывают топливными и для масла в основном. Суть в том, чтобы добавить их в бак или двигатель и что-то это должно изменить.

Недоверие к присадкам, а также скептическое отношение к ним имеет 2 основные причины. Первая — это банальное незнание сути и свойств, которыми обладают эти средства. Вторая причина — наличие в продаже откровенно низкокачественных и неэффективных присадок.

Присадки для моторного масла

Если вторую причину устранить невозможно, то вот с первой разобраться вполне реально. Давайте узнаем, какие существуют виды присадок, в чём принцип их работы и чем отличаются друг от друга.

Принцип работы

О конкретных функциях масляных присадок расскажем на примере их конкретных разновидностей составов, поскольку они действительно разные. Но принцип действия у всех одинаковый. Дело в том, что моторные масла от разных производителей изначально содержат в себе базовый состав (минеральный, синтетический, полусинтетический) и набор специальных присадок. Это добавки необходимы для улучшения свойств базы и получения дополнительных возможностей и характеристик.

Отсюда возникает вопрос: зачем тогда использовать присадки, если в составе моторного масла они уже есть? Ответ вполне логичный и закономерный.

Состав моторного масла

Моторное масло — это расходник. И у этой рабочей жидкости есть свой ограниченный ресурс. Постепенно он заканчивается. В итоге смазка утрачивает физико-химические свойства и технические характеристики. Это ведёт к активному износу внутренних элементов двигателя, образованию осадка и прочим проблемам. Всё это негативно сказывается на состоянии мотора.

Тут есть 2 решения:

  • Чаще менять масло. Решение хорошее и во многом правильное. Но не всегда и не у всех есть возможность каждые 7-10 тысяч км менять масло. Иногда это обусловлено финансовыми трудностями. Иногда физическими. Допустим, пробег уже достигнут, пора сливать масло, но по тем или иным причинам сделать это невозможно.
  • Использовать присадки. Присадка — это способ восстановить частично утраченные свойства моторной жидкости, продлить срок её службы. Добавляя присадку, масло снова получает в дополнение к базе нужные вещества. Это улучшает работу двигателя, способствует нормализации всех внутренних процессов.

Добавление присадки в масло

Некоторые присадки действуют ещё и как ремонтные жидкости. Устраняют микротрещины, зазоры, улучшают трение и так далее.

Разновидности

Теперь рассмотрим виды добавок и узнаем про свойства той или иной категории присадки, которые добавляются в масло. Не стоит забывать, что существуют также вещества для добавления в топливо. По способу применения продукты такого типа делятся на 2 группы:

  • Заводские. Их добавляют в моторное масло ещё на этапе производства смазочных жидкостей. Узнать точный химический состав невозможно. Он считается коммерческой тайной изготовителя.
  • Индивидуальные. Это отдельные ёмкости. Преимущественно небольшого объёма. Подбираются индивидуально под каждую ситуацию, в зависимости от состояния двигателя. Могут использоваться самими автовладельцами и заливаться в сервисных центрах при обслуживании. Ряд автопроизводителей даже рекомендуют применять конкретные присадки для профилактики.

Виды присадок в масло

Если говорить про виды присадок, добавляемых к моторным маслам, то они могут быть:

  • вязкостными;
  • моющими;
  • актиокислительными;
  • актифрикционными;
  • антикоррозийными;
  • антифризными;
  • противопенными;
  • противоизносными;
  • противозадирными.

Виды присадок и из свойства

Вязкостные

Поскольку при эксплуатации, и особенно в тяжёлых условиях, масла стремительно теряют свою эффективность, приходится решать эти проблемы. Когда на улице жарко и мотор перегрет, вязкость состава в моторе падает. Это ведёт к сильному трению и износу деталей.

Вязкостная присадка позволяет повысить вязкость, не меняя свойства жидкости. Причём вне зависимости от температурных условий эксплуатации. Залив такой состав летом, зимой характеристики не изменятся.

Вязкостная присадка в моторное масло

Чаще всего речь идёт о высокомолекулярных полимерных составах, обладающих переменной растворимостью при разных показателях температуры. В них нередко добавляют антиокислительные, дисперсные и другие компоненты.

Противоизносные

Основная задача — снижение количества продуктов износа, которые образуются в процессе эксплуатации моторных жидкостей.

Компоненты присадки ведут к тому, что смазывающие свойства масла усиливаются, формируется защитная плёнка между контактирующими металлическими деталями.

Противоизносная присадка в масло

Противоизносные вещества не дают появляться рискам, задирам, микротрещинам, натирам и так далее. Это способствует увеличению срока службы цилиндров, поршневых колец, подшипников, вкладышей и так далее.

Противопенные

Моторная жидкость активно начинает пениться, если в неё проникает антифриз. Это обусловлено разгерметизацией ГБЦ, износом прокладки. Другая причина — это смешивание разных видов масел, которые оказываются несовместимыми друг с другом.

Из-за вспенивания состав теряет свой защитные и эксплуатационные свойства, не обеспечивает нужную смазку, теплопроводность и снижает вязкость.

Противопенная присадка в масло

Задача противопенной добавки — это снижение склонности рабочей жидкости к образованию той самой пены.

Антикоррозийные

Попадание влаги и образование кислот, которые появляются при эксплуатации двигателей, ведёт к рискам образования коррозии на внутренних металлических поверхностях.

Чтобы предотвратить коррозийные процессы, необходимы специальные составы, нейтрализующие влагу и кислоту.

Антикоррозийная присадка в масло

В состав антикоррозийных жидкостей входит сера, азот и фосфор. Это позволяет создавать специальную адсорбционную плёнку, не позволяющая протекать химическим процессам, которые и ведут к появлению коррозии.

Актиокислительные

Со временем моторная жидкость окисляется. Этот процесс полностью исключить невозможно. Зато можно снизить скорость протекания окислительных процессов и образования продуктов такой химической реакции. Здесь на помощь приходят антиокислительные компоненты.

Окисление масла происходит из-за контакта с металлом и частицами, образующимися в процессе износа. Последние выступают как катализатор окисления. Это меняет физико-химические параметры рабочей жидкости. Как результат, эксплуатационные параметры ухудшаются.

Учтите, что актиокислительная присадка используется сугубо как профилактическое средство. Если окисление уже произошло, причём достаточно сильное, единственным верным решением будет полная смена масла. Желательно с промывкой системы.

Дисперсные

При работе мотора образуются твёрдые примеси. Данный вид присадок позволяет сохранять их в виде суспензии. К числу примесей обычно относят сажу, смолу, углеводороды, которые не сгорели. Также не стоит забывать о разных загрязнениях. Дисперсные добавки не позволяют скапливаться твёрдым веществам. Это защищает от закоксовки внутренних рабочих поверхностей.

Моющие

Состоят из солей металлов на основе магния и кальция. Моющие присадки также называют детергентами. Они не позволяют вредным примесям и нагару оседать на рабочих поверхностях двигателя.

Моюще-диспергирующая присадка в масло

С назначением всё предельно понятно. Это устранение загрязнений и нежелательных примесей в самом моторном масле, а также побочных продуктов, образующихся в процессе эксплуатации рабочей жидкости.

Обычно моющие добавки применяют перед заменой. Присадка счищает все отложения, которые выходят вместе с отработкой. Для профилактики эту присадку добавляют в новое моторное масло.

Антифрикционные

Это довольно популярная категория добавок. Уже из самого названия понятно, что они нужны для защиты от трения (friction от английского — трение).

Антифрикционная присадка в масло

Эти вещества снижают интенсивность трения между соприкасающимися поверхностями. Такой эффект наступает за счёт образования на деталях защитной плёнки. В основном речь идёт о молибденовых плёнках. Если быть точнее, то это дисульфид молибдена.

Также компоненты восстанавливают поверхность элементов двигателя. Это способствует предотвращению появления задиров. Так что их ещё можно называть противозадирными присадками. Но это не совсем корректно, поскольку противозадирные добавки — это отдельная разновидность.

Противозадирные

Считаются разновидностью присадок противоизносного типа. Их используют при необходимости улучшить смазывающие свойства моторной жидкости, а также снизить активность износа внутренних компонентов при работе под высокой нагрузкой.

Противоизносные и противозадирные присадки

Они редко встречаются как самостоятельные автоприсадки. В основном входят в состав комплексных добавок, либо просто содержаться в моторных маслах.

Преимущества и недостатки применения

Теперь несколько слов о том, как в действительно влияют добавляемые в масло специальные присадки. Оказывают ли они полезное и вредное воздействие на двигатель и можно ли считать такие добавки напрасной тратой денег, как некоторые утверждают.

Оценим положительные и отрицательные стороны присадок. Так вы решите для себя, добавлять их в движок или нет. И сможет ли влияющая потенциально на те или иные параметры добавка реально помочь.

Плюсы присадки в масло

Начнём с преимуществ. Тут выделяют такие ключевые моменты:

  • в определённой мере увеличивается мощность двигателей, имеющих большой пробег;
  • предотвращается появление коррозии;
  • увеличивается температура застывания масла в холодный период;
  • повышается вязкость при утрате изначальных свойств;
  • предотвращается появление парафиновых отложений (актуально для дизельных ДВС);
  • восстанавливается работа изношенного двигателя;
  • частично устраняются внутренние дефекты;
  • снижается интенсивность трения между деталями;
  • можно немного увеличить интервал между заменами рабочей жидкости;
  • уменьшается уровень шума;
  • падает расход масла при износе ЦПГ;
  • хорошая профилактика появления проблем с мотором;
  • способ продлить жизнь смазке в двигателе, если нет возможности её заменить.

Хорошее состояние двигателя

Потенциально всё выглядит очень хорошо. Но есть и отрицательные стороны, на которые также нужно обращать внимание:

  • при неправильном использовании можно лишь усугубить ситуацию и спровоцировать поломки в двигателе;
  • если присадка не соответствует типу масла или двигателя, последствия могут быть непредсказуемыми;
  • неизвестное течение химических реакций при неправильном подборе;
  • нет никаких гарантий эффективности при использовании составов неизвестных производителей;
  • присадки зачастую не допускается использовать в период действия гарантии на автомобиль;
  • на рынке представлено множество подделок, способных негативно повлиять на мотор.

И запомните самое главное. Присадка — это исключительно профилактическое средство, состав с временным эффектом. Рассчитывать на то, что после заливки флакона жидкости мотор вдруг оживёт, упадёт расход масла, вернётся прежняя мощность, нельзя.

В использовании масляных добавок смысл однозначно есть. Но применять их нужно со знанием дела, пониманием совместимости автохимии и моторного масла, а также со строгим соблюдением рекомендаций производителя. Превышение установленной дозировки ведёт к обратному эффекту.

Что вы думаете о присадках? Какими пользуетесь? Насколько они полезные и эффективные? Нужно ли применять на постоянной основе?

Всё о масле и присадках в автомобилях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: