Для любого двигателя внутреннего сгорания самой важной жидкостью является масло. Но если с автомобилями всё более-менее понятно, то смазка для мотоциклов у многих вызывает затруднения. Производитель даёт рекомендации, какое масло лить в такое транспортное средство, но, если смазки этой марки нет в наличии, необходимо уметь правильно её подобрать самостоятельно.
Какие виды масел бывают
Для современных мотоциклов есть два вида моторных масел:
- двухтактное. Разбавляется в бензине и заливается в топливный бак мотоцикла. Как правило, пропорция масла к топливу составляет 1 к 40-50. Такие моторы устанавливают на скутеры и мотоциклы небольшого веса.
- четырёхтактное. Такие масла эксплуатируются в моторах большинства современных мотоциклов. Как и автомобильное, оно заливается в двигатель без участия бензина. Такая смазка должна сохранять все свои свойства на протяжении всего срока службы.
Мотомасло для четырёхтактных двигателей
Четырёхтактный мотор мотоцикла по принципу работы ничем не отличается от автомобильного. Циклы работы двигателя остаются чадящими и редкими, а если с ними возникают серьёзные проблемы, нужно сразу ехать в сторону станции технического обслуживания.
Впрочем, есть и плюс – масло для современного мотоцикла с четырёхтактным ДВС заливается один раз в картер и меняется после завершения сезона. Не нужно заниматься его разбавлением в бензине и уделять этому процессу какое-либо особенное внимание.
Мотомасло для двухтактных двигателей
Особенностью мотомасел для двухтактных двигателей является присутствие отложений на деталях ДВС. Дело в том, что смазка сгорает внутри цилиндра и при такой термической обработке может оставлять нагар. Современные масла для двухтактных моторов имеют низкую зольность. Это негативно влияет на снижение трения, но положительно — на смазку деталей такого двигателя. К этому параметру производитель относится ответственно.
Моторное масло для современного мотоцикла, особенно для двухтактного двигателя, должно быть качественным. В противном случае оно забьёт отложениями всё, что находится в камере сгорания и тогда нормальной работы двигателя не будет.
Можно ли использовать автомобильное масло
Дело в том, что мотоциклетный мотор подразумевает использование мокрого сцепления и при использовании автомобильного масла, существует риск пробуксовки сцепления, поэтому заливать его не рекомендуют. Это связано с применением других присадок. Впрочем, двигателю внутреннего сгорания это не нанесёт никакого вреда.
Стоит также понимать, что масла для мотоциклов и автомобилей отличаются. Они должны иметь совершенно другую вязкость, нежели для автомобиля. Слишком густая смазка приведёт к повышенному износу пар трения. Это неизбежно ведёт к выходу из строя ДВС.
Ещё одной важной частью современных мотоциклов является наличие генератора внутри масляной ванны. Поэтому для мотоциклетного масла важно низкое содержание моющих присадок, чтобы сберечь лак обмоток. Заливать автомобильное масло в мотоциклетный мотор можно, но делать это рекомендуется только на время, чтобы добраться до станции технического обслуживания.
Масла для коробки передач мотоцикла
Масло в коробку передач мотоцикла следует подбирать исходя из типа сцепления. Если сцепление мокрое, то система смазки совмещённая. В данном случае масло заливается моторное. В случае с сухим сцеплением система смазки раздельная. Тут используется масло для гипоидных передач: API GL-4 и GL-5, в зависимости от рекомендаций производителя. Вязкость при этом – SAE 80W90.
Лучшие масла:
- минеральное – Motul Gearbox 80W90;
- синтетика – Motul Gear 300 75W90;
- в скутеры с 2Т и 4Т моторами – Motul Scooter Gear 80W90;
- внедорожные или кроссовые мотоциклы – Motul Transoil Expert 10W40.
Для коробок с мокрым сцеплением применяется, как правило вязкость 10W40 или SAE90. Масло тут играет роль защиты дисков от перегрева.
Вязкость и классификация мотомасла
Масла для мотоциклов делятся на синтетические и полусинтетические. В редких случаях производитель допускает заливать минералку. Первые два более устойчивы к пониженным температурам и способны сохранять свою вязкость. Но так как мотоциклетная техника используется преимущественно летом, то необходимости в жидких маслах нет. Предпочтение лучше отдать густым: 10W-40 или 10W-50, где первая цифра отражает низкотемпературный рабочий диапазон, а вторая – высокотемпературный. Чем выше цифры, тем гуще масло.
Классификация таких масел определяется по стандартам SAE и JASO.
SAE – отражает величину вязкости и показывает, при какой температуре допускается использовать смазку. Пример вязкости в зависимости от температуры указан в таблице:
10W30 | От -20 до +30 |
10W40 | От -20 до +35 |
15W40 | От -10 до +45 |
20W50 | От -5 до +50 |
JASO T 903 – отражает параметры мотоциклетных масел при использовании в мокром сцеплении. В первую очередь это относится к двухтактным моторам. Чтобы пройти сертификацию, масло подвергают специальным испытаниям.
JASO представляет собой две большие группы классов:
- M – используется для четырёхтактных двигателей. Многие автомобильные масла можно отнести именно к этому классу. В свою очередь он подразделяется на MA и MB, которые отличаются коэффициентом трения в мокром сцеплении. Высший класс – JASO MA-2.
- F – для двухтактных двигателей. Высший класс – FD.
JASO является высшей ступенью над классификацией API. Поэтому все смазки, прошедшие испытания JASO, имеют соответствующий класс в API – SN/CN.
Ещё одним важным параметром является допуск. Он определяет, в марках каких двигателей можно использовать конкретный продукт. Именно по допускам подбирают смазку для мотоцикла в первую очередь.
Какое моторное масло подойдёт для вашего мотоцикла
В данном случае нужно изучить, какие допуски стоят на канистре. Допустим, у нас есть мотоцикл марки Honda. Оригинальное масло для мотоциклов Honda – Pro HONDA GN4/HP4, где GN4/HP4 – это допуски. Вязкость по SAE – 10W40. Следовательно, нужно подбирать аналогичное масло с соответствующими параметрами.
Важную роль играет и температура эксплуатации мотоцикла. Вязкость масла 10W40 рассчитана на диапазон температур от -25 до +35. Если температура в регионе эксплуатации нередко достигает +40, то в этом случае понадобится масло с вязкостью 10W50. В противном случае масло получится слишком жидким и не сможет создать правильную масляную плёнку, что нанесёт непоправимый вред двигателю.
Также следует обращать внимание на тип мотора: двухтактный или четырёхтактный. В этом случае стоят соответствующие маркировки на самом масле: 2Т или 4Т.
Если от обилия жидкостей на рынке «разбегаются» глаза, то можно воспользоваться рейтингом лучших масел для мотоциклов и подобрать нужный вариант:
- Motul 300V Factory Line Road Racing 10W40;
- Repsol Moto Racing 4T10W40;
- Liqui Moly Motorbike 4T 15W50 Street;
- Motul 7100 4T 10W50;
- Eni/Agip L-Ride Scooter 2T.
В данном рейтинге присутствуют как масла для двухтактных, так и для четырёхтактных двигателей. Поэтому, отвечая на вопрос, какое масло можно лить в мотоцикл, можно смело рассматривать данный список. Однако, советуем вам опираться на рекомендации производителя и подбирать средство с похожими характеристиками.
На лето хватит и минералки. Да и вообще не вижу смысла лить синтетику в мотоцикл. Все равно ездит только летом.
Ну в случае с советским ижом справедливо. А если какая-нибудь хонда???
На мой взгляд двухтактные моторы – прошлый век. Недолговечные, да и постоянное смешивание топлива и масла – та еще процедура.
Лью в свой байк оригинал и не парюсь. Считаю, что двигатель должен работать на том, что рекомендовано.