Чтобы поддерживать газон в эстетически привлекательном состоянии, не обойтись без такого важного садового инвентаря, как газонокосилка. В свою очередь она также нуждается в техническом обслуживании и профилактике. Один из важнейших моментов регламентного обслуживания заключается в своевременной замене масла.
Функции моторного масла в двигателе садовой техники
Как и в случае с другими механизмами и агрегатами, основная роль моторной смазки сводится к защите частей двигателя во время работы. В отличие от автомобильных ДВС, моторы садовой техники обладают меньшими механизмами и деталями, зато работать им приходится практически постоянно на высокой частоте и оборотах. Вследствие этого возрастает сила трения и нагрузки, вредное воздействие которых призвана нейтрализовать смазка.
Выпущенные с конвейера производителями силовые установки для газонокосилок тщательно подогнаны с точки зрения технологических зазоров между комплектующими. Однако в процессе эксплуатации и по причине высоких нагрузок величина этих зазоров может изменяться, что приводит к ускоренному износу. Чтобы избежать преждевременного выхода из строя компонентов мотора, необходима специальная смазка, которая напрямую влияет на длительность службы.
Таким образом, качественное масло выполняет следующие функции в двигателе газонокосилок:
- обеспечивает стабильную работу всех составляющих на высоких оборотах;
- улучшает охлаждение всех узлов двигателя садовой техники;
- успешно противодействует появлению очагов ржавчины, создавая плёнку, не допускающую контакта металла с каплями воды;
- препятствует отложению в двигателе продуктов нагара;
- повышает производительность двигателя внутреннего сгорания.
Каким должно быть масло для газонокосилки
Чтобы сохранить работоспособность садового оборудования надолго, в газонокосилку стоит лить моторное масло, предназначенное для него и рассчитанное на специфику его работы. Смазка для данного инструмента должна обладать определёнными техническими характеристиками, а также быть способной работать в некотором температурном диапазоне.
Одним из наиболее оптимальных вариантов можно считать смазочный материал типа SAE-30. Применяется при температурах свыше + 5 градусов по Цельсию, чего обычно достаточно, поскольку газоны в мороз не стригут. Также существует своя градация по основе, из которой произведена смазка. Как и в случае с автомобильными моторами она может быть минеральной, полусинтетической и полностью синтетической.
Моторы газонокосилок и другого садового оборудования обычно являются двух- или четырёхтактными. Заливать в них исключительно синтетическую смазку чересчур затратно. Допускается использование минеральной и полусинтетической смазок. Если силовой агрегат 4-тактный, то на упаковке должна быть проставлена маркировка 4Т.
О частоте замены
Специалисты подчёркивают важность не только качественной моторной смазки, но и своевременности её замены. Если пропустить рекомендованный интервал, это приведёт к ускорению износа силового агрегата с необходимостью его ремонта. В слишком частой смене тоже нет смысла, поскольку это приводит к дороговизне обслуживания.
Заглянув в техническое руководство к конкретной модели газонокосилки, можно найти в нём рекомендации производителя по периодичности замены и подбору смазки с соответствующими характеристиками:
- если мотор оборудования ещё проходит обкатку, то менять масло нужно через каждые 5-6 часов работы. Сделать это рекомендуется после каждого из 3 первых циклов такой длительности;
- для обычного режима эксплуатации двигателя, уже прошедшего обкатку, стандартный интервал замены достигает 50-60 моточасов;
- чем старше становится силовой агрегат, тем чаще требуется замена смазки. Как только она потемнела, не стоит её разбавлять свежим материалом — лучше полностью очистить систему и заменить новым.
В любых случаях эксперты советуют менять масло в моторе газонокосилки перед консервацией на зиму. Если предстоит хранение в условиях низких отрицательных температур, лучше залить на зиму специальное зимнее масло с особыми характеристиками.
Лучшее моторное масло для газонокосилки
Начинающие пользователи не всегда знают на практике, какое масло заливать в такое оборудование для садовых работ, как газонокосилка. Специалисты не рекомендуют пользоваться для этого мало проверенной продукцией. Прежде всего, это должна быть смазка, рассчитанная именно для 4-тактных силовых агрегатов. Не стоит пользоваться продукцией, которая хранилась в бытовых ПЭТ-бутылках, потому что этот пластик не предназначен для долгого хранения в нём агрессивных веществ.
А теперь несколько примеров лучшего масла для газонокосилки, оснащённой 4-тактным силовым агрегатом:
- G-Energy G-Motion 4T. Славится высоким качеством и несколькими степенями защиты мотора. В составе присутствует сбалансированный комплект присадок. Удобная консистенция рассчитана на широкий спектр применения.
- Газпромнефть Moto 4T 30. Рассчитано на применение в минусовые температуры благодаря низкой способности к загустеванию. Специальные присадки в составе предотвращают возникновение нагара. Данная смазка позволяет существенно продлить срок эксплуатации садового оборудования.
- Liqui Moly Universal 4 Takt Gartengerate Oil. Немецкое масло, универсальное по спектру и температуре применения. Его можно залить в двигатели, работающие не только на бензине, но и на дизельном топливе. Основа продукта минеральная, но в нём присутствует целый комплект присадок, расширяющих его функционал.
- Briggs&Stratton Stroke 4. Несмотря на известность бренда лишь в кругах специалистов, эта смазка идеально подходит для двигателей самых разных типов. Стоит отметить качественную субстанцию и сбалансированный набор присадок. Препятствует формированию нагара и копоти в моторе.
Что нужно для замены масла в двигателе садовой техники
Чтобы правильно заменить масло в газонокосилке, нужно приготовить всё то, что потребуется для данной работы. В отличие от триммеров, профессиональные газонокосилки оснащаются 4-тактным двигателем, которому нужна соответствующая смазка. На упаковке она обозначается индексом 4Т. Помимо нового масла, нам понадобится приготовить следующее:
- воронку для заливки свежей смазки;
- несколько чистых кусков ткани или хлопчатобумажных салфеток;
- ключ торцевой гаечный с набором насадок-головок;
- помпу ручную для выкачки старой отработки из системы;
- ёмкость, в которую можно будет слить отработку.
Как поменять масло в газонокосилке: пошаговая инструкция
Прежде чем заливать новое масло в садовое оборудование, нужно выполнить ряд подготовительных процессов. Сначала нужно выбрать подходящую для этих целей площадку. Важно, чтобы она была ровной и чистой. Идеально подойдёт место в гараже или любая забетонированная отмостка, которую легко убрать за считанные минуты. Основание непременно должно быть твёрдым. Желательно выстелить его полиэтиленовой плёнкой, которая убережёт от растекания жидких химических компонентов и от попадания пыли.
Можно продолжать подготовительные работы. Запускаем мотор газонокосилки и даём несколько минут ему поработать. Нужно делать это для того, чтобы смазка разогрелась и приняла более жидкую консистенцию — в таком состоянии сливать её станет намного легче. Поскольку двигатель будет горячим, обязательно пользуемся при работе защитными перчатками.
Стадия подготовки завершается очисткой поверхности, расположенной по периметру маслозаливной горловины. Необходимо тщательно всё вычистить, чтобы частички пыли и грязи не попали в масляный картер, откуда они могут разнестись по системе.
Если подготовка успешно выполнена, следует начинать слив отработанного масла. Систему необходимо освободить от отработки. Будем действовать по следующему сценарию:
- Газонокосилку наклоняем слегка в сторону, чтобы облегчить вытекание смазки.
- Откручиваем сливную пробку торцевым ключом — аккуратно, чтобы не повредить резьбу.
- Подставляем снизу резервуар, в который будет попадать отработка.
- Наклоняем оборудование таким образом, чтобы интенсивнее начало течь масло.
- Когда процедура завершена, пробку можно закручивать в обратном направлении.
В крайнем случае можно удалять отработанное масло не через сливную, а через заливную горловину, которая обязательно присутствует на механизированном садовом оборудовании. Необходимо расположить его так, чтобы смазка начала свободно вытекать через пробку в подставленную для этих целей ёмкость. В ходе процесса надо наблюдать, чтобы она не залила детали двигателя. Также можно воспользоваться для слива вместительным шприцем, но эта процедура отнимает довольно много времени.
По прошествии двух вышеописанных этапов заливаем в двигатель новое масло. Необходимо ещё раз удостовериться, что приобретена именно та продукция, что рекомендована изготовителем согласно инструкции в комплекте. Отсюда же узнаем, какой именно объём смазки требуется заправить в систему.
Если её окажется недостаточно, то трущиеся механизмы будут испытывать масляное голодание. При переизбытке же излишки смазки будут выдавливаться через прокладки, что также не сулит ничего хорошего. Большинство современных газонокосилок рассчитано примерно на 500-600 мл объёма системы — это к тому, сколько масла нужно лить в двигатель.
Для правильной организации процесса заправки пользователи применяют любую подходящую по диаметру и размерам бытовую лейку. Во многих канистрах со смазкой производители предусматривают специальные трубки телескопического типа — они позволяют точно заливать жидкость в систему без проливания. После окончания заливки надо дать пару минут постоять без запуска оборудованию. Это позволяет маслу стечь в резервуар. В ходе дальнейшей эксплуатации косилки останется контролировать уровень смазки и её качество.
Таким образом, менять своевременно смазку для садовой газонокосилки — необходимое условие для её безотказного функционирования. Обслуживать такое оборудование легко своими собственными силами. Если у кого-то есть что добавить по теме материала, приглашаем сделать это в разделе для комментариев.
Давно пользуюсь полусинтетикой для обслуживания любых садовых механизмов. Пришёл к выводу, что полусинтетика намного более щадящая по отношению к двигателям. Эксплуатационный ресурс продлевается, а защита трущихся частей всегда на высоте.
Конечно, 4-тактные моторы лучше 2-тактных и по безотказности, и по производительности. Поэтому и смазка для них должна быть получше. К тому же, заливается она в отдельный резервуар, а не смешивается с бензином, как в случае с 2-тактными, более примитивными агрегатами.
Если масло смешивается с бензином, то надо строго придерживаться установленных пропорций. Иначе качественной смазки не будет. Это значит, что двигатель рано или поздно (чаще рано, чем поздно) «стуканёт». Ну а это капремонт или замена.