Дизельные двигатели с турбонаддувом используются практически везде, где нужны двигатели с большой мощностью. В России они начали распространяться чуть больше 20 лет назад. Почему именно такая конструкция?
Мощность мотора зависит от объёма сгораемого в нём топлива. Турбокомпрессор даёт возможность, не увеличивая объём двигателя, повысить количество сжигаемого топлива. А так как его приводят в движение выхлопные газы, увеличивается коэффициент полезного действия мотора.
Помимо этого, у таких двигателей:
- детали более надёжны, устойчивы к износу и ударам;
- высокий показатель крутящего момента, а значит хорошая тяга;
- основная работа происходит на малых оборотах, значит нужно меньше горючего, снижается загрязнённость выхлопных газов.
Минусами этих ДВС являются:
- стоимость мотора и ремонта выше обычного;
- смазочные материалы для дизельного двигателя с турбиной должны быть хорошего качества;
- чаще обычного меняются масляные и воздушные фильтры.
Плюсы в итоге перевешивают минусы, поэтому таких моторов становиться всё больше на дорогах.
Почему для дизеля с турбиной не подойдёт обычное масло
Увеличение мощности мотора за счёт увеличения температуры и давления в топливной смеси – основная функция турбодизеля.
Солярка сгорает быстрее, но не без остатка. На деталях появляется нагар и сажа. Дополнительной проблемой становится быстрое окисление смазки из-за высокого давления в камере сгорания. Высокое содержание парафинов и серы в дизельном топливе заставляют подбирать масло ещё тщательнее.
Моторное масло для дизеля с турбиной должно быть чистым и иметь присадки:
- защищающие от трения и износа;
- рассеивающие тепло;
- очищающие от нагара и сажи;
- снижающие температуру загустения парафина;
- замедляющие окисление;
- защищающие от ржавчины;
- надёжно отделяющие конденсированную воду.
Помимо присадок, смазочные материалы для турбодизеля нуждаются в дополнительном контроле уровня и качества, своевременной замене.
Отличие масла для дизельного ДВС
Вязкость турбинной смазки показывает сопротивление молекул к переносу. От этого показателя зависит скорость подачи смазочных материалов к деталям, лёгкость работы мотора, скорость использования заряда аккумулятора.
Вязкость — одно из явлений переноса, свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой.
По международным стандартам показатель вязкости смазки при минимальных и максимальных температурах обозначается SAE.
В зависимости от него, производители выпускают три варианта масел:
- Всесезонное – самое популярное, работает при плюсовых и минусовых температурах.
- Зимнее – медленнее густеют, обеспечивают бесперебойную работу мотора при минусовых температурах. В тёплое время года не работает из-за высокой текучести. На этикетке обозначается буквой W (Winter — зима)
- Летнее – работает только при плюсовых температурах. При низкой температуре воздуха вязкость повышается до такой степени, что двигатель перестаёт работать.
Вязкость смазочных материалов – первый показатель необходимый для правильного подбора смазки для турбодизеля. Но есть другие не менее важные свойства.
Классификация моторных масел для дизельных двигателей с турбиной
То, в каких двигателях может использоваться смазочная жидкость, обозначается на этикетке буквами S (бензиновых) и С (дизельных). Если в маркировке указаны обе, значит нефтепродукт универсальный.
Как правило, это обозначение состоит из двух букв, где вторая обозначает качество продукции. Буквы, удалённые от начала алфавита, означают более высокое качество.
Например, моторное масло для дизельного двигателя с турбиной:
- СВ – для дизельного двигателя, выпущенного до 60 г прошлого века, который может работать на неочищенном горючем;
- СС – для двигателя с турбонаддувом, работающего в тяжёлых условиях, в состав добавлены присадки, защищающие от ржавчины, снижающие температуру загустения;
- CF4 – для четырёхтактного двигателя с турбиной, выпущенного для тягачей после 90 года прошлого века, есть добавки смывающие нагар;
- СI4 – скоростного четырёхтактного дизельного двигателя, изготовленного после 2002 года, работающего на горючем с содержанием серы до 0,5%.
По степени очистки выхлопа масло для турбодизеля классифицируется буквами:
- В4 – для обычного дизеля;
- С – для дизельного ДВС с сажевым фильтром;
- Е – для мотора, работающего в экстремальных условиях, есть защита от трения.
Наиболее подходящий для конкретной машины нефтепродукт указывается в технико-эксплуатационной документации производителем.
На какой основе масло лучше выбирать
Моторные смазки для дизельных двигателей с турбонаддувом нельзя смешивать с нефтепродуктами других видов и марок.
На какой основе изготавливаются масла для турбодизеля:
- Минеральное или на основе нефти, при нагревании становится слишком жидким, а при охлаждении — сильно густеет. Быстро окисляется, оставляет на стенках цилиндров большой слой нагара и сажи. Это снижает рабочие качества мотора, приводит в негодность прокладки и детали. Минеральные смазочные материалы без присадок не используются в дизельных ДВС с турбиной.
- Изготовленная из искусственно созданных химических соединений, с добавлением присадок, придающих ей полезные свойства, – синтетическая основа. Такое масло имеет высокий показатель вязкости, не густеет на морозе, медленно окисляется, не теряет рабочие качества при нагревании. Присадки защищают от трения, помогают экономить смазку и горючее, смывают нагар. Основным минусом является высокая стоимость таких материалов.
- Из смеси синтетической и минеральной основ получается полусинтетический смазочный материал. Он лучше выдерживает нагрузки, чем минеральные масла, но его технические характеристики ниже, чем у синтетики. При добавлении присадок его можно использовать для турбодизеля, но менять придётся чаще синтетических составов.
Не нужно доверять производителям масел безоговорочно. Лучше лишний раз проверить и поменять смазку вовремя, чем испортить мотор.
Замена масла нужна, если: уровень ниже допустимого, после растирания на пальцах остаётся грязь, при запуске мотора появляется неприятный запах.
Марки моторных масел для турбированных дизельных двигателей
Есть определённые марки моторного масла для дизеля с турбиной, которые предпочитают российские автовладельцы. Как правило, у этих материалов оптимальное сочетание цена-качество. Например:
- Масло турбинное ТП 22 – изготавливается с применением двойной гидроочистки из нефтепродуктов, серы и предельных углеводородов метанового ряда. Для повышения качества в смазку добавляются антикоррозийные и антиокислительные присадки. ТП22 можно использовать для работы в экстремальных условиях, оно медленно стареет, не теряет своих рабочих характеристик при нагревании, не боится воды, защищает детали от трения и ржавчины. Вязкость – VG 32. ТП означает «турбины паровые».
- Турбинные масла ЛУКОЙЛ – полусинтетические смазки с добавлением улучшающих присадок. Эти масла хорошо работают при низких температурах, густые, защищают двигатель от износа, увеличивают его КПД.
- LIQUI MOLY 5W-30 TopTech-4600 – относительно недорогое масло от известного немецкого производителя. Вязкость 5W-30.
Рассмотрев основные виды моторных масел для турбодизеля, сделать выбор намного проще. Конечно, нужно учесть износ двигателя, вид масла, залитого в него, качество продукта и цену.
Можно оставить отзывы и комментарии о качестве смазочных материалов в форме ниже.