Многие автомобилисты не придают особого значения такой проблеме, как вспенивание масла. Однако, эта неполадка действительно может привести к очень неприятным последствиям, серьёзно повлияв на общее состояние силового агрегата и всего транспортного средства. По этой причине желательно знать, что делать, если масло пенится в двигателе. У опытных автовладельцев чаще всего уже есть проверенный способ решения проблемы, тогда как новички нередко впадают в ступор. Попробуем более детально разобрать суть неполадки, её причины, проявления и методы исправления.
Чем опасно вспенившееся масло в двигателе
Вспенившееся в моторе масло является особой смесью воздушных пузырьков, имеющих оболочку из смазочной жидкости. В данном случае масло не только теряет свою структуру, но также перестаёт нормально выполнять основные функции по защите деталей и эффективному отводу лишнего тепла от деталей агрегата. Появление пузырьков резко уменьшает плотность смазки, которая уже не способна функционировать нормально. Всё это приводит к чрезмерному трению и повышенному износу элементов двигателя.
Если масло в двигателе пенится, оно гораздо хуже проходит по своим каналам и уже не может отводить тепло в нужном количестве. Детали начинают перегреваться, что негативно сказывается на свойствах материалов и общей долговечности мотора.
Наиболее опасным явлением считается проникновение в масляную магистраль воды или охлаждающей технической жидкости. Чужеродные частицы смешиваются с маслом, снижают его смазочные свойства. Детали во время движения начинают сильно тереться друг об друга, что приводит к появлению дефектов и задир.
Если образовавшиеся пузырьки создадут своеобразную воздушную пробку в каналах, блок цилиндров перестанет получать необходимое количество смазочного вещества и быстро выйдет из строя. Весь мотор в это время будет сильно перегреваться.
Также попадание в магистраль чужеродной жидкости может стать проблемой и на выключенном моторе. В частности, вода начнёт скапливаться над цилиндрами и препятствовать их нормальному движению с полной амплитудой. Запуск мотора в этом случае приведёт к гидроудару, силы которого может хватить для полного разрушения поршневой группы.
Так что пренебрегать решением проблемы со вспениванием масла точно не стоит. Первые признаки проблемы должны сигнализировать о необходимости срочного обслуживания системы.
Выявить вспенивание смазочного вещества может практически любой автомобилист, имеющий базовый набор знаний о масляной системе. При этом серьёзную диагностику и тем более устранение неполадки лучше доверять опытным специалистам в автосервисах. Там найдётся всё необходимое оборудование для быстрого и безопасного ремонта.
Причины вспенивания и способы устранения
Быстро и точно определить, почему пенится масло в двигателе, без соответствующего оборудования может быть достаточно сложно. А так как от причины неполадки зависит подход к её устранению, пренебрегать диагностикой точно не стоит.
Чаще всего проблема вызвана появлением в системе конденсата, использованием нескольких, плохо совместимых между собой масел или разгерметизацией системы охлаждения. Все причины так или иначе связаны с конструктивными особенностями двигателей внутреннего сгорания и их характеристиками.
Масляная система находится очень близко к магистралям системы охлаждения, так что разгерметизация труб способна привести к смешиванию технических жидкостей и последующим проблемам.
Образование конденсата представляется самой безобидной и легко устраняемой неполадкой, которая чаще всего связана с недостаточным прогревом силового агрегата автомобиля в зимний период.
Разгерметизация смазочной системы
Крайне опасной причиной вспенивания масла представляется разгерметизация смазочной системы. Масляные и охлаждающие магистрали размещены по всему контуру мотора автомобиля и также охватывают верхнюю часть блока цилиндров. Соединение узлов тут осуществляется через специализированную паронитовую прокладку. Данный промежуточный слой со временем изнашивается и может даже полностью разрушиться. И именно разрушение прокладки становится наиболее частой причиной разгерметизации систем с технологическими жидкостями.
Более точно определить проблему поможет осмотр охлаждающей жидкости на предмет характерных масляных пятен. Также можно обратить внимание на уровень хладагента в радиаторе. При возникновении утечки он всегда будет меньше нормы, даже если внешних признаков разгерметизации обнаружить не удалось.
Серьёзно насторожить должен белый дым в выхлопных газах во время работы транспортного средства. Тут можно даже привести небольшой эксперимент, приложив к выхлопной трубе лист белой бумаги. Примерно через 5 минут лист намокнет. Останется дождаться, когда он высохнет, и осмотреть. Если не удастся найти масляные или топливные пятна, значит, белый оттенок дыма связан именно с охлаждающей жидкостью, которая по определённым причинам оказалась в камере сгорания.
Разобраться с проблемой можно путём установки новой прокладки на цилиндры и заменой моторного масла.
Более серьёзна ситуация, если при разборке блока цилиндров обнаружить дефекты в прокладке не удалось. Это значит, что в корпусе узла образовалась трещина, через которую вытекает технологическая жидкость. Обычно настолько серьёзные проблемы возникают на фоне регулярных и очень грубых нарушений температурного режима в работе двигателя.
Образовавшуюся щель в цилиндрах можно заварить сваркой, однако такой ремонт будет крайне недолговечен. Мотор функционирует при очень высоких температурах и высоком давлении, постоянно подвергаясь взрывным нагрузкам при сгорании топлива. Так что для полного восстановления работоспособности узла придётся менять весь корпус, который потребует серьёзных вложений.
Плохая совместимость масел
Пена в масле двигателя может быть вызвана плохой совместимостью технических жидкостей. Особенно часто начинающие автомобилисты совершают ошибку, пренебрегая промывкой мотора во время замены смазки. В результате остатки старой жидкости смешиваются с новой, которая может серьёзно отличаться по характеристикам и химическому составу. Возникают разного рода реакции, способные приводить к вспениванию или выпадению осадка.
Риск неполадок многократно возрастает, если владелец практикует доливку технической жидкости другой марки на регулярной основе. И избавиться от образовавшейся пены в данном случае можно только с помощью полной замены масла с тщательной промывкой системы.
Появление конденсата
На щупе или масляной крышке может образоваться белая эмульсия, которая особенно часто появляется во время движения по городу с частыми остановками и недостаточным прогревом мотора. Образующийся на цилиндрах конденсат смешивается с маслом и образует пену, негативно влияющую на работу системы.
Конденсат также нередко образуется при долгом хранении транспортного средства в гараже. Следующий этап простоя и вовсе способен привести к стеканию масла в картер и коррозии деталей. Поэтому даже не использующийся автомобиль рекомендуется хотя бы раз в неделю запускать, прогревая мотор в течение 10 минут.
Снизить вероятность появления конденсата помогает утепление двигателя в зимний период и регулярный прогрев перед каждым выездом.
Вы пишете, что во время замены масла нужно пользоваться промывкой, так как не всё старое сливается. А промывка вся сольётся? тоже часть останется. И она как раз ухудшает свойства нового масла.