Смазка и охлаждение деталей двигателя — важнейшие условия стабильной эксплуатации автомобиля. Причём это касается машин с любыми типами силовых агрегатов, включая бензиновые и дизельные модели. В последнем случае масло должно удовлетворять определённым требованиям, обусловленным спецификой использования моторов. Рассмотрим подробнее, как правильно подобрать масло для бензиновых двигателей и каковы особенности его применения.
Основные характеристики дизельных масел
Информация о том, какое масло заливать в дизельный двигатель, чаще всего находится в технической документации к конкретному автомобилю. Там же можно найти данные по классификациям, допускам и конкретным характеристикам разрешённых масел.
Чтобы машина работала максимально стабильно в течение долгого времени, необходимо правильно подбирать масло для дизеля. И тут уже возникает необходимость самостоятельно разобраться с существующими стандартами.
Сегодня в продаже можно найти множество моторных масел с самыми разными характеристиками. Все они делятся на три группы: минеральные, полусинтетические и синтетические. В каждой категории дополнительно предусматривается классификация по степени вязкости.
В качестве некой основы традиционно используется стандарт SAE, определяющий вязкость масла в формате «SAE 5W-40», «SAE 10W-40» и т. д. Первое число в обозначении указывает на нижнюю границу рабочего температурного диапазона, а второе – на верхнюю. Буква «W» означает, что масло приспособлено для использования в зимний период.
Для дизельных моторов традиционно подбирают решения SAE 5W, SAE 10W или SAE 15W, прекрасно работающие в самых разных условиях.
Также существует стандарт API, отвечающий за эксплуатационные свойства моторных масел. В данном случае предполагается разделение масел на две группы:
- S — продукты для бензиновых двигателей;
- C — масла для дизельных моторов.
Иногда в продаже можно найти универсальные масла по типу API SJ/CF-4, которые подойдут как бензиновым, так и дизельным силовым агрегатам.
Вторая буква в обозначении указывает на класс качества (от А и выше). Современные производители предлагают масла категории CF, тогда как жидкости прошлых поколений выпускаются в очень ограниченном количестве для старых автомобилей.
Стандарт ACEA представляет собой европейскую классификацию, часто встречающуюся на российском рынке. Для дизельных моторов подойдут смеси групп B, C (для тяжёлых грузовиков) и D (современные универсальные решения).
Минеральное, синтетика или полусинтетика
Важное значение имеет технологическая база моторного масла. Самым дешёвым будет минеральное масло для дизельного двигателя, которое, впрочем, уступает по своим характеристикам синтетике и полусинтетике.
Наиболее стабильным и эффективным представляется синтетическое масло, хорошо показывающее себя как в тёплое, так и в холодное время года. Полусинтетика — своеобразный компромисс между ценой и качеством, это стабильное и долговечное масло по разумной стоимости.
Стоит учитывать, что выбор в пользу более качественного смазочного состава положительно скажется на стабильности и долговечности двигателя независимо от условий эксплуатации.
Универсальное масло для бензиновых и дизельных движков
Помимо специализированных составов для дизельных двигателей, также существуют универсальные моторные масла, подходящие в том числе для бензиновых агрегатов. И тут закономерно возникает вопрос: какое масло лить в свой автомобиль?
Универсальные масла характеризуются достаточно высоким качеством исходного сырья, а также соответствием всем необходимым стандартам ACEA и API. Для обозначения подобных продуктов используются комбинированные маркировки по типу CF/SJ или SJ/CF, расположенные на этикетке. Если первым стоит обозначение S, значит, производитель рекомендует масло для бензиновых моторов. Если же на передний план вынесена буква C, продукт лучше подойдёт для дизеля.
Существующие исследования указывают на то, что для дизельных моторов лучше всего приобретать специализированные составы. Масла с универсальными характеристиками сильно зависят от условий эксплуатации транспортного средства и не во всех случаях отвечают поставленным требованиям.
Особенно опасно применять универсальные смеси вместе с некачественным топливом, при котором жидкость попросту теряет свои свойства. Это приводит к преждевременному износу деталей двигателя и вполне может стать причиной серьёзной поломки.
Энергосберегающее автомасло
Отдельно принято рассматривать специализированные энергосберегающие масла для дизельных двигателей. Определить принадлежность продукта к этой группе масел можно по маркировке HT/HS на этикетке.
Особенность энергосберегающих масел — достижение оптимальной вязкости на высоких оборотах и при значительных повышениях температуры. Смесь создаётся таким образом, чтобы обеспечивать экономию расхода топлива и повышать экологичность транспортного средства в целом.
Однако, подобные свойства сопряжены со снижением защиты элементов мотора из-за невысокой вязкости. Таким образом, использовать их нужно очень осторожно, учитывая рекомендации производителя машины и двигателя. В старых моторах применять энергосберегающие масла не рекомендуется вовсе, поскольку конструкция этих силовых агрегатов попросту не рассчитана на подобное.
Рекомендации, стандарты и допуски ведущих производителей
При выборе моторного масла для дизельных двигателей необходимо внимательно изучать техническую документацию к каждому конкретному автомобилю, учитывая все классы, стандарты и допуски смазывающего состава. Только в этом случае можно говорить о достаточно высоком уровне защиты деталей мотора от преждевременного износа или перегрева.
Для турбодизелей младше 2004 года предусмотрены вполне стандартные требования, различающиеся в зависимости от автопроизводителя:
- Mitsubishi и Mazda — необходимо заливать масло стандарта ACEA B1;
- Honda, Toyota, Fiat — продукты уровня ACEA B2 или выше;
- Nissan, Renault — масла ACEA B3 или ACEA B4.
Это лишь пример базовых требований некоторых популярных в России марок. Стоит учитывать, что отдельные производители и вовсе могут требовать только фирменные моторные масла собственного производства, созданные специально для данной марки авто. Это касается таких концернов, как Ford, BMW и Mercedes-Benz.
В период гарантийного обслуживания рекомендуется четко следовать рекомендациям производителей, чтобы избежать возможных проблем. Позже с поиском оригинальных моторных масел могут возникать сложности. Так что их вполне можно заменить аналогичными по допускам и спецификациям маслами от известных поставщиков.
Периодичность замены масла в дизеле
После изучения всех особенностей рассматриваемых смесей нужно узнать, как часто менять масло в дизельном двигателе. Точно ответить на него довольно сложно, поскольку очень многое зависит от марки автомобиля, модели установленного двигателя и стандартов используемого смазочного состава. Также стоит учитывать, что на периодичность обслуживания влияют условия эксплуатации транспортного средства.
Крупные автопроизводители в качестве интервала замены масла в дизельном двигателе указывают пробег в 15 тысяч километров. Но это касается тех случаев, в которых применяются синтетические составы. Масла на минеральной основе рекомендуется менять не реже, чем через каждые 6 тысяч километров пробега.
Старые автомобили требуют повышенного внимания и более частого обслуживания. Так что и замена масла в них осуществляется с несколько иной периодичностью.
Особенно внимательным нужно быть тем водителям, которые являются поклонниками скоростного или экстремального стиля передвижения. Агрессивные разгоны и резкие замедления в ускоренном темпе изнашивают детали силового агрегата, делая процесс потребления масла более интенсивным. Не стоит забывать и о свойствах используемого топлива. Качественное горючее существенно продлит срок службы моторного масла и всего двигателя в целом.
Таким образом, расчёт периодичности замены масла в дизельном двигателе предполагает учёт большого количества факторов. В качестве усредненного значения, рекомендованного большинству автомобилистов, можно взять цифры в 10 тысяч километров пробега (синтетика) и 4 тысячи километров (минеральное масло).
В некоторых случаях необходимость замены моторного масла можно определить даже по поведению автомобиля на дороге. Изношенное масло уже не так эффективно смазывает элементы мотора, что выражается в различных стуках, скрежетах и вибрациях. При появлении любых признаков неполадки рекомендуется как можно скорее провести диагностику и осуществить необходимое обслуживание с заменой расходных материалов.
А на какие критерии опираетесь вы при выборе моторного масла для своего автомобиля? Делитесь в комментариях.