Мотокультиватор, как и любая другая техника, нуждается в своевременном осмотре и техническом обслуживании. Одна из важнейших составляющих ТО — замена масла. Рассмотрим эту процедуру подробнее.
Начнём с выбора масла. Как правило, рекомендации по выбору смазочный жидкости указаны в инструкции к конкретному культиватору. Попробуем выделить общие аспекты, актуальные для большинства двигателей.
Факторы, определяющие выбор масла
При выборе масла обращаем внимание на две основные характеристики: вязкость и эксплуатационную категорию. Их данные указаны на этикетках и промаркированы аббревиатурами SAE, API и ACEA.
SAE указывает на класс вязкости и то, при каких температурах можно использовать данное масло. Исходя из данных показателей, определяют скорость поступления вещества к трущимся деталям.
API информирует об эксплуатационных свойствах жидкости, в зависимости от категории. Если на маркировке указана категория С, это означает, что средство используется в дизельных четырёхтактных моторах. Категорией S обозначают бензиновые двигатели.
ACEA показывает, насколько хорошо смазка предохраняет узлы мотора от износа. Чем выше данная характеристика, тем больше может быть нагрузка на используемый аппарат. То есть в тяжёлые мотоблоки и минитракторы заливают средства с самым высоким показателем ACEA.
Ещё один фактор, который стоит учитывать при выборе масла, — сезон, когда предполагается использование мотоблока. Некоторые модели прекрасно справляются не только со вскапыванием и рыхлением почвы, но и предполагают их использование в зимних условиях в качестве снегоуборщика. Соответственно летнее и зимнее масло очень отличаются друг от друга.
Летние виды масла отличаются повышенной вязкостью. Обусловлено это высокой температурой окружающей среды. При недостаточности данного показателя средство станет слишком жидким и не сможет обеспечить необходимую защиту трущимся деталям мотора.
Зимой, напротив, масло должно быть «легче» и более устойчивым к воздействию отрицательных температур. Слишком вязкое масло на морозе загустеет и не позволит деталям агрегата двигаться с нужной скоростью без вреда для них.
Наибольшее распространение получили всесезонные масла. Это некий усреднённый по параметрам вариант смазочного материала.
И ещё одна характеристика моторных масел — основа, на которой они созданы. Выделяют минеральные, синтетические и полусинтетические основы.
Минеральные масла самые дешёвые, но их эксплуатационные характеристики оставляют желать лучшего. Это как раз тот случай, когда скупой платит дважды. Полусинтетические средства считаются универсальными и подходят почти для любой техники. Синтетические масла самые дорогие и лучше прочих справляются с основной задачей — защитой деталей двигателя от износа и перегрева.
Можно ли заливать автомобильное масло в мотоблоки
На этапе выбора обычно встаёт вопрос: можно ли заливать в мотоблок автомобильное масло? Теоретически такая возможность существует, но нужно учитывать некоторые обстоятельства, а именно: ГСМ выпускается для двухтактных или четырёхтактных двигателей. Если речь идёт о двухтактном двигателе, главное при выборе моторного масла — отсутствие в его составе агрессивных веществ, так как конструктивно в таких моторах масло поступает вместе с топливом. Поэтому растворение смазочного вещества должно происходить максимально быстро.
И всё же профессионалы не рекомендуют использовать автомобильную смазку для мотоблоков. Тем более, что выигрыша в цене практически нет. Основная сложность заключается в том, чтобы найти то, что нужно.
Замена масла
Первая замена масла должна быть произведена после обкатки агрегата. Этой процедурой пренебрегать нельзя ни в коем случае. Дело в том, что при первичной обкатке в двигателе могут образоваться мелкие частицы, которые при приработке узлов мотора появляются естественным способом. Если их вовремя не удалить, можно получить эффект абразивной шкурки, повреждающей узлы агрегата. Первичная обкатка занимает, как правило, 8-10 часов работы. Интервалы между последующими заменами составляют порядка 30 часов, хотя встречаются культиваторы, рассчитанные на 50 часов работы.
Прежде чем начинать замену масла в редукторе и двигателе мотоблока, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Ошибки при этой несложной операции способны снизить срок службы прибора.
Общие правила замены всё же существуют. По аналогии с автомобилем замена производится в редукторе и двигателе.
Замена масла в редукторе
После выбора необходимого масла (для редуктора обычно это любое трансмиссионное) агрегат устанавливают на ровной горизонтальной площадке. Для упрощения процедуры замены устройство немного наклоняют. В отверстие редуктора вставляют щуп для определения уровня масла. Затем в отверстие тонкой струйкой доливают необходимое количество масла. Как правило, на объём пустого редуктора достаточно двух литров средства. Некоторые редукторы мотокультиваторов оснащены специальной системой для сливания отработанного масла.
Замена масла в двигателе
При первой замене масла после обкатки процедуру выполняют строго на холостом ходу, это нужно для снижения нагрузки на трущиеся элементы и продления срока эксплуатации прибора.
Перед заменой масла мотокультиватор прогревают, чтобы снизить вязкость смазки.
Агрегат устанавливают вертикально на ровной горизонтальной поверхности. Внизу прибора находится сливная трубка с пробкой, которую нужно открутить. Перед этим необходимо поставить ёмкость вместимостью около трёх литров, чтобы собрать отработанное масло. Когда масло слито, пробку закручивают обратно. В верхней части культиватора находится отверстие наливной горловины. Через него в мотор наливают необходимое количество жидкости. При помощи щупа определяют необходимый уровень масла. Старой ветошью или тряпкой убирают все потёки масла с корпуса. Слитое масло утилизируют в соответствии с рекомендациями производителя и требованиями техники безопасности, в том числе пожарной. Помните, отработанное масло хранению и повторному использованию не подлежит.
Подытожим всё сказанное:
- Своевременная замена масла в редукторе и двигателе мотокультиватора продлит срок службы последнего.
- При выборе масла учитываем сезонность, условия эксплуатации, назначение.
- Автомобильное масло использовать нежелательно.
- Первую замену производим сразу после обкатки агрегата.
- Отработанное масло утилизируем.
Не знал, про автомобильное масло, спасибо за подсказку.
Получается, синтетика лучше других? Думал сэкономить, залить минеральное.