Когда речь идёт о замене масла в лодочном моторе, подразумевают именно редуктор. Он считается самым сложным механизмом двигателя. При правильном обслуживании и эксплуатации может работать долгие годы, не создавая никаких проблем владельцу.
Принципиально сложного в замене смазочной жидкости ничего нет. Тут главное чётко понимать, когда эту работу проводить, что заливать, в каком количестве и как действовать при смене масла. Обо всём этом расскажем более подробно.
Периодичность замены
При смене масла в редукторе лодочного мотора соблюдается определённая периодичность. Рекомендуется проводить замену в таких ситуациях:
- Сразу после обкатки нового лодочного мотора. Менять смазку после этого просто необходимо. Ведь при обкатке происходит притирка трущихся поверхностей с последующим образованием металлической стружки. Не нужно лишний раз напоминать, к чему может привести работа масла, в котором есть твёрдые металлические частицы.
- По завершению сезона эксплуатации. В конце сезона нужно не только поменять жидкость, но также проверить состояние винта и вала.
- С интервалом в 100 моточасов. При активной эксплуатации лодочного мотора не забывайте, что его ресурс ограничен. Чем активнее работает двигатель, тем чаще необходима замена рабочего состава. В среднем для лодочных моторов советуют выдерживать интервал в 100 моточасов.
- Перед зимней консервацией двигателя. Если двигатель консервируется на зимний период, в редуктор обязательно заливается свежая и качественная рабочая жидкость.
Нет ничего сложного в том, как проверить масло на предмет его износа в лодочном моторе. Есть несколько советов на этот счёт:
- Понюхайте и посмотрите на цвет. Если чувствуется горелый запах, либо цвет стал слишком тёмным, это говорит о сильном износе и перегреве.
- Проверьте консистенцию. При образовании эмульсии, пены такое масло уже не способно выполнять свои функции. Поменяйте в ближайшее время.
- Налейте немного масла на белую салфетку или лист бумаги. Масло впитается. Если на поверхности остаются следы твёрдых частиц, начался износ. Систему желательно промыть и заменить масло.
Практика показывает, что при соблюдении рекомендуемого интервала износ масла оказывается не критичным. Слишком часто менять жидкость тоже не нужно. Но и превышать указанные сроки не стоит.
Выбор подходящего масла
Другой вопрос заключается в том, какое масло следует заливать в лодочный редуктор. Одной из особенностей таких двигателей, которые устанавливаются на лодки, является непосредственный контакт с водой во время работы.
Для таких двигателей используют трансмиссионную смазку. Обязательное условие — это наличие антикоррозийных компонентов и добавок, которые связывают воду.
А вот от идеи с использованием автомобильного моторного состава стоит категорически отказаться. Здесь нет нужного количества антикоррозийных веществ, способных защитить двигатель от износа. В противном случае силовой агрегат очень быстро выйдет из строя. И во сколько обойдётся ремонт, сказать сложно. Но он точно потребуется. Не исключена даже полная замена двигателя.
При выборе масла ориентируйтесь на тип двигателя, а также на вязкость и стандарты API. Моторы бывают подвесными и стационарными, а также двухтактными и четырёхтактными.
- Подвесные. Для таких рекомендуется выбирать масло с вязкостью 80W90. По API ориентируйтесь на маркировку GL-4, не ниже.
- Стационарные. Здесь требуется несколько иная вязкость. А именно 85W90. Что касается стандарта API, то выбирайте составы не ниже GL-5.
Существуют масла, предназначенные специально для 2-тактных и 4-тактных двигателей. Ориентируйтесь на маркировку 2Т и 4Т соответственно.
Учтите, что заливать в 2-тактный мотор смазку для 4-тактных двигателей нельзя. Как и наоборот. Они не являются взаимозаменяемыми.
Необходимое количество масла
Заправочный объём редуктора в лодочном моторе обычно указан в технической документации. Здесь действует довольно простой принцип. Чем мощнее двигатель, тем больше масла требуется заливать в него. Это обусловлено разной степенью нагрузок, которые испытывает силовой агрегат в процессе эксплуатации. Для определения мощности используется стандартная единица измерения. То есть лошадиные силы.
Если в документах нет данных о количестве смазки, но вы знаете, какая мощность у двигателя, можете ориентироваться на следующие примерные показатели:
- 3-7 лошадиных сил. В редуктор потребуется около 200 мл.
- 8-18 лошадиных сил. Здесь в среднем нужно 350-370 мл.
- 20-30 лошадиных сил. По примерным оценкам, придётся залить порядка 430-450 миллилитров рабочей жидкости.
- 40-50 лошадиных сил. Тут смело можно готовить не менее 500 мл.
- Свыше 70 лошадиных сил. В такие двигатели обычно заливают около 1 литра.
Лучше возьмите с небольшим запасом. Иначе придётся искать и доливать масло. А оставлять редуктор с низким уровнем жидкости категорически не рекомендуется.
Что нужно для замены
Как уже говорилось, справиться с заменой масла в редукторе на лодочном моторе вполне можно своими руками. Для начала подготовьте набор инструментов и расходных материалов. Обычно он состоит из:
- нового масла с подходящими характеристиками;
- ёмкости для слива отработки;
- шлицевой отвёртки (желательно с коротким жалом);
- насадки для удобной заливки;
- новой прокладки для пробки;
- подставки для двигателя, если он был снять;
- сухой чистой ветоши.
Если вы параллельно планируете заняться и другими вопросами обслуживания, тогда перечень инструментов и материалов будет шире.
Пошаговая инструкция замены масла
Задача заключается в том, чтобы слить старое масло с лодочного мотора, и залить новую рабочую жидкость в редуктор.
В конструкции лодочных моторов обычно имеется 2 винта, которые нужны при замене масла в редукторе. Верхний винт выступает в роли ограничителя уровня. Заливку через него не проводят. Но его нужно открыть перед проведением работ.
Пошагово самостоятельная замена отработанного трансмиссионного или редукторного масла в лодочном моторе выглядит следующим образом.
- Установите двигатель так, чтобы дейдвуд располагался строго вертикально. Это позволит принять горизонтальное и удобное для обслуживания положение двигателя. Для этого используйте транец или подставку.
- Под сливное отверстие подставьте пустую тару. Туда будет стекать отработанное старое масло. Открутите верхний винт ограничителя уровня масла.
- Открутите сливную пробку. Чтобы масло быстрее и лучше стекало, предварительно можно запустить двигатель и немного его прогреть. Трансмиссионная жидкость довольно густая. При низкой температуре без прогрева вытекать она будет очень медленно.
- При каждой замене масла, снимая сливную пробку, не забывайте менять на ней прокладку. Иначе может образоваться течь во время эксплуатации лодочного двигателя.
- Если у вас двигатель небольшой мощности, для заливки подойдёт специальный тюбик-насадка. Если это мощный мотор, тогда потребуется дополнительно вооружиться специальным насосом для закачки.
- Плотно вставьте в сливное отверстие шприц или насадку. Для мощного мотора нужно просунуть трубку насоса в сливное отверстие.
- Начинайте постепенно заправлять редуктор лодочного мотора новой смазкой.
- Добавив необходимый объём рабочей смазки, не вынимая тюбик, насадку или трубку, закройте верхний винт ограничения уровня.
- Теперь быстро извлеките заправочный инструмент и закрутите нижнюю пробку. Масло будет немного вытекать, но ничего страшного. Все загрязнения уберите с помощью сухой ветоши.
- Далее откройте винт контроля уровня масла и проверьте, достаточно ли жидкости внутри. Если уровень низкий, долейте недостающее количество по такому же алгоритму.
- Плотно закрутите все пробки и протрите поверхности.
В большинстве случаев замена масла в двигателе на лодке выполняется по такому алгоритму. Но лучше сначала почитайте инструкцию и руководство по эксплуатации для своего лодочного мотора. Не исключено, что там имеются небольшие отличия в плане конструкции и расположения деталей.
Зачастую владельцы моторных лодок справляются с такими задачами самостоятельно. Но если есть сомнения, лучше сразу обратиться к профильным специалистам.
У кого есть лодочный мотор? Какой двигатель на нём установлен? Как часто проводите замену масла в редукторе? С какими трудностями при этом сталкивались?
У меня чисто рыбацкая лодка с моторчиком. Мощность небольшая. Не слишком шумный. Специально брал такой. Масло меняю прям как вы сказали. После каждого сезона. На зиму консервирую в обязательном порядке. Запарное дело, но ничего страшного.
Стоит мотор от Хонды. Очень им доволен. Мощность скорее средняя. Но дает жару нормально на водоемах. Короче выбором своим доволен. Скажу честно я не обслуживаю его. Стоит в своего рода клубе. Там ребятам плачу они все делают как надо. Нареканий нет.