Снегоуборочная машина — мечта любого владельца загородного дома, в особенности если площадь участка большая и вручную очистить её от снега нереально. Можно, конечно, к этому относится как к бытовому фитнесу, но в основном хочется быстрее справиться с этой задачей, не прикладывая особых усилий.
На сегодняшний день мы имеем богатый выбор снегоуборочной техники: на гусеничной тяге, на колёсах, для домашнего использования, для промышленного. В основе своей они имеют двухтактные и четырёхтактные двигатели, работа которых напрямую зависит от качества и вида смазочного средства. Поэтому вопросы правильного выбора масла и навыков его замены, не покалечив себя и машину, наиболее актуальны.
Каким критериям должно соответствовать масло для снегоуборочной машины
Главное предназначение моторного масла – минимизировать трение в двигателе, бесперебойная работа которого напрямую связана с характеристиками заливаемого в него моторного масла. Имея полную информацию о технических характеристиках продукта и заводских настройках двигателя, мы сможем добиться качественной работы снегоуборщика.
Ниже мы перечисляли основные требования к маслам:
- Благодаря своему химическому составу способны сохранять детали двигателя в чистоте, удерживать продукты распада во взвешенном состоянии.
- Моторное масло помогает «холодному» запуску двигателя, а при высоких температурах обеспечивает надёжное смазывание деталей.
- Способны поддерживать прочность плёнки и необходимый уровень вязкости. От этих характеристик зависит то, при каком температурном диапазоне внешней среды смазка сможет обеспечить запуск двигателя не прогревая его.
- Антикоррозийность. При работе двигателя масло само не является причиной коррозийного процесса и оберегает от этого материалы двигателя.
- Свойство противостоять внешним негативным факторам, одновременно не теряя эффективности.
- Стабильность при хранении.
- Высокая температура вспышки говорит об отсутствии в составе легкоиспаряющиеся фракций, которые при работе двигателя быстро прогорают. В результате мы получаем перерасход.
- Температурный показатель, при котором масло застывает. Важный фактор, который показывает, при какой температуре вязкость масла начнёт повышаться, а потом и вовсе затвердеет.
- Высокое щелочное число (TBN). Определяет способность масла сопротивляться образованию отложений и обнуляет действие кислот, которые возникают в процессе работы двигателя.
- Низкое кислотное число (TAN) говорит о присутствии в масле продуктов, которые допускают повышение уровня коррозии и ускоряют процесс изнашивания сопряжённых деталей. Чем оно ниже, тем лучше.
Влияет ли тип двигателя на выбор масла
Как правило, в снегоуборщиках используется один из двух типов двигателя: двухтактный и четырёхтактный. В плане выбора моторного масла они отличаются тем, что в двухтактном масло сгорает вместе с топливом, предварительно смешавшись с ним, а в четырёхтактном, в силу конструкции, этого не происходит. Поэтому четырёхтактные двигатели гораздо экологичнее, хотя и уступают двухтактным в мощности.
К смазочным средствам для этих моторов предъявляются разные требования.
Двухтактные масла должны:
- выгорать без образования отложений;
- сохранять рабочие свойства при контакте с нефтепродуктами;
- растворяться в топливе без осадков и перемешиваться с ним в однородную массу;
- сохранять антикоррозийные, противоизносные и смазывающие свойства, несмотря на высокую температуру;
- быть текучими и прокачиваемыми;
- быть экологичными;
- отвечать международным нормам.
Стандарты для двухтактных масел:
- API TC — данная маркировка создана Американским институтом топлива (American Petroleum Institute) в 1969 году.
- TC — для движков объёмом меньше 500 кубов. Используются в машинах домашнего пользования.
- TC-W3 — это стандарт Национальной Ассоциации Судостроителей США (NMMA — National Marine Manufacturers Аssociation).
Для четырёхтактных масел основное требование — как можно дольше выполнять свои смазочные функции без утраты эффективности материала. Также должны быть добавлены присадки для улучшения технических характеристик смазочных средств: повышения износостойкости, антиокислительных, очищающих показателей. Моторные масла нового поколения содержат в своём составе добавки, чей удельный вес равен одной четвёртой от общего объёма.
Стандарты четырёхтактных масел:
- API CH-4.
- API CI-4.
- API CI-4 PLUS.
- API CJ-4.
Если не хотите, чтобы в моторе появились нагар и зола, не заливайте автомобильные масла в двухтактные двигатели. Иначе срок службы мотора резко сократится. А также не стоит экспериментировать и пробовать залить четырёхтактное масло в двухтактный двигатель. Итог тот же: детали выйдут из строя раньше ожидаемого срока.
Типы моторных масел для снегоуборщиков
Как правило, производители предлагают нам агрегаты с четырёхтактным двигателем и для нашего снегоуборщика мы должны найти четырёхтактное зимнее масло. Их всего три вида:
- Минеральные.
- Полусинтетические.
- Синтетические.
Минеральное
Обозначается как «Mineral». Это самый дешёвый тип масла, полученный в результате перегонки нефти. Плохо реагирует на морозы, сразу начинает густеть. «Мусор», который присутствует в составе, начинает гореть при работе и засоряет масляные проходы.
Единственный плюс – это низкая цена.
Полусинтетическое
Продаётся с надписью «Semi-Synthetic». Можно сказать, что оно минеральное, но большое количество синтетических добавок ставит его на одну ступеньку с синтетическим маслом.
Синтетическое
Такое масло обозначается как «Fully Synthetic». Оно обладает способностью не густеть, когда за окном мороз, и в жаркое лето работает, не теряя своих рабочих качеств.
Помимо двигателя, есть ещё один элемент, который остался без внимания и которому тоже нужна смазка, – это редуктор. Различают два вида редуктора:
- разборный;
- неразборный.
Смазку первого можно сделать и самим, а вот если у вас второй тип, то придётся вести в сервис – потребуется помощь профессионала. Чтобы решить, какое масло нужно заливать в редуктор снегоуборщика, необходимо учесть общие требования:
- Способность сопротивляться окислению.
- Большой срок использования.
- Износостойкость в экстремальных условиях.
- Маленький срок испарения.
Чтобы понять, масло какого производителя заливать в снегоуборщик, ищите на таре «SAE 5W30». Синтетическое четырёхтактное масло. Производители: MTD, Texaco, Statoil, Chevron.
Можно ли использовать автомобильное масло
Однозначно, нет. Мы уже говорили, что любая подмена строго воспрещается. Эти два масла разные по техническим параметрам и никак не могут заменять друг друга. Разные показатели вязкости могут привести к неизбежной поломке агрегата.
Конечно, в жизни случаются форс-мажоры и может возникнуть ситуация, когда под рукой только автомобильное масло и есть, а поехать в магазин нет возможности. Тогда можно пойти на военную хитрость: полчаса поработали – час с небольшим перерыв. Таких интервалов делаем не много и следим за нагревом мотора.
Напомним, используя этот лайфхак, вы действуете на свой страх и риск. И ответственность тоже будет лежать на вас.
Периодичность замены
Здесь всё проще простого. В руководстве по эксплуатации снегоуборщика можно найти любую информацию относительно двигателя. В новеньком агрегате масло можно поменять по истечении первых пяти часов. Потом пять часов эксплуатации и снова меняем смазку. Вот уже в третий раз меняем масло спустя десять часов.
Тем снегоуборщикам, что работают долгое время, менять масло можно реже: один раз в 55 часов или раз в 30 часов, но это уже если условия внешней среды тяжёлые.
Порядок действий при замене масла в двигателе
Напоследок мы познакомимся с процессом самостоятельной замены масла в снегоуборщике. Оговоримся сразу, в редукторе замена масла проводится отдельно. В начале определимся, сколько литров масла нужно залить в снегоуборщик. Если мы нальём меньше, чем необходимо, то это грозит поломкой мотора, а если перельём, то свечи зажигания выйдут из строя.
Прежде чем заменить масло в снегоуборщике, нужно завести мотор минут на 10-15, чтобы немного его прогреть. Хотя будет лучше, если оставить двигатель работать, пока не закончится топливо.
Порядок действий:
- Отключаем снегоуборщик, проверяем его устойчивость.
- Отвинчиваем верхнюю крышку. Так мы устраняем вакуумный эффект. Ничего не должно мешать поступлению воздуха в ёмкость, в противном случае мы не сможем слить масло.
- Чтобы слить отработанное масло, мы чуть-чуть откручиваем болт, который чаще всего выполняет роль пробки.
- Ставим ведро объёмом под сливное отверстие.
- Сливаем масло. Проверяем, чтобы масло полностью слилось со снегоуборщика.
- Закручиваем крышку обратно или максимально затягиваем болт.
- Пользуясь воронкой, заливаем порцию нового масла.
- Не забываем поместить туда щуп и закручиваем.
- Теперь проверяем в снегоуборщике объём масла.
- Запускаем мотор на несколько минут.
- Выключаем.
- Опять проверяем объём масла — достаточно или нет. Если нужно, доливаем или сливаем.
Если следовать этому порядку действий, то поменять масло в двигателе снегоуборщика будет несложно. Теперь познакомимся с последовательностью действий по замене смазки для редуктора.
Как самостоятельно заменить масло в редукторе снегоуборщика
Существует два варианта смазки редуктора:
- С помощью шприца. В отведённое для этой операции отверстие вставляем шприц, откачиваем отработанную жидкость. А потом туда же вкачиваем такой же объём новой смазки.
- Полная разборка:
- Снегоуборщик находится в устойчивом положении.
- Отсоединяем кожух, снимаем трос.
- Откручиваем болты, которые привинчены за «улиткой».
- Снимаем ремень с колеса, который приводит шнек снегоуборщика в действие.
- Потом отвинчиваем средние винты. Ими крепится шнек.
- Осторожно вынимаем механизм с крыльчаткой.
- Разбираем шнек.
- Разбираем редуктор на две составные: откручиваем шесть болтов и молотком отбиваем одну часть от другой.
- Промываем редуктор, поместив его в бензин минут на сорок.
- Вслед за этим выкручиваем штуцер. Очищаем его, заливаем масло и возвращаем штуцер на место.
- Собираем редуктор в обратной последовательности.
Вот и всё. Теперь вы не перепутаете четырёхтактный двигатель с двухтактным, без лишних хлопот сможете залить масло в снегоуборщик и разобраться, сколько в двигателе снегоуборщика осталось масла.