Шведский автомобиль бизнес-класса Volvo S80 обращает на себя внимание привлекательностью и комфортом, намекающим на роскошь. За двадцать с лишним лет этот переднеприводной седан пережил несколько рестайлингов. Претерпела изменения и коробка передач. Все автомобили этой марки делят на два поколения. В первом поколении устанавливались либо шестиступенчатая МКПП от Volvo, либо японский автомат Aisin AWF21 с таким же количеством переключений. Во втором поколении шестиступенчатые коробки сменила восьмиступенчатая автоматическая коробка от японского производителя, оснащённая электронным управлением и блокировкой семи ступеней. Её разработчик – тоже Aisin AW. Эти коробки устанавливаются с 2014 года.
Периодичность замены масла
Производитель рекомендует менять масло в АКПП через каждые 60 тысяч километров пробега. Это если оно заливается оригинальное. И, как показывает практика эксплуатации Volvo S80, новый автомобиль проезжает заявленные километры на трансмиссионной жидкости, залитой производителем. Только здесь есть парочка «но»:
- Оригинальное масло, рекомендованное заводом Volvo, не всегда можно купить;
- Автомобиль S80 выпускался с 1998 по 2016 года, следовательно, новые машины этой серии можно пересчитать по пальцам.
А машины, успевшие «накрутить» не одну сотню тысяч километров, обрастают букетом проблем, которые приводят к более ускоренной выработке трансмиссионной жидкости.
Автовладельцы, эксплуатирующие эту марку автомобиля, пришли к выводу, что пробег, оптимальный для замены масла в автомате Volvo S80, – 30-40 тысяч км. Но чаще о необходимости промыть механизмы коробки и сменить жидкость говорит состояние отработанной жидкости. Масло становится чёрным с мутью, может появиться запах гари.
Какое масло выбрать
В идеале для автомобиля следует выбирать трансмиссионную жидкость, рекомендованную производителем. Для коробок первого поколения предлагается: Transmission Oil, изготовитель Volvo, артикул 1161640.
Под этим артикулом выпускается масло объёмом 4 литра. Однолитровые канистры имеют артикул 1161540.
Для автоматической КПП второго поколения производитель выпустил смазывающую жидкость под артикулом 31256775. Кстати, эту же марку и с таким же артикулярным номером выпускают Land Rover и Honda. В сравнении с предыдущим отличается вязкостью: оно более жидкое и текучее.
В качестве альтернативного варианта владельцы Volvo S80 рекомендуют IDEMITSU TYPE-TLS. В отзывах автовладельцы отмечают, что АКПП после замены работает мягче. Немалым преимуществом масла этой фирмы является низкая температура застывания – минус 43 градуса.
Проверка уровня и доливка масла
Уровень масла в коробке передач Volvo S80 проверяется на прогретом автомобиле. Например, вернувшись из какой-нибудь получасовой поездки. Либо двигатель можно погонять на холостом ходу в течение этого же времени, а потом провести проверку щупом, не отключая двигателя, в режиме Parking. Если заглушить движок, то в коробке упадёт давление масла и проверка окажется нерезультативной.
Уровень жидкости должен быть между отметками hot и cold, желательно ближе к отметке hot. Замерять уровень масла на холодную не рекомендуется, так как это даёт искаженную картину. По остаткам масла на щупе можно оценить и его состояние. Грязный, чёрный цвет говорит о необходимости срочной замены. А если появляется запах гари, значит, необходимо проверить и состояние коробки.
Если уровень масла снизился и необходимо его долить, то использовать нужно точно такое же, как было залито изначально, поскольку масла отличаются химическим составом и компоненты одной жидкости могут вступить в химическую реакцию с компонентами другой. Какие вещества при этом образуются и как это отразится на деталях АКПП, предсказать невозможно.
Пошаговый алгоритм замены масла
Чтобы полностью заменить масло в коробке передач Volvo S80, потребуется 12 литров жидкости или три канистры по 4 литра. Также потребуются следующие инструменты:
- ключи Torx55, Torx 40;
- отвёртка или шуруповёрт;
- ключ головка на 17.
Из расходных материалов необходимо заблаговременно приобрести уплотнительные кольца для сливной пробки. В ходе работы машина должна стоять на горизонтальной поверхности, без каких-либо кренов. Замена масла в АКПП включает в себя 4 этапа.
Слив отработанного масла
Для слива потребуется удобная ёмкость. Машину желательно установить на яму или на подъёмник. Внизу необходимо снять кожух, защищающий двигатель. А чтобы подобраться к заливной пробке, необходимо снять корпус воздушного фильтра. Для этого откручивается хомут, снимается с корпуса пластиковый патрубок и корпус вынимается строго вверх. При этом необходимо отсоединить разъём с датчика расхода воздуха. Теперь, когда корпус воздушного фильтра снят, доступ к заливной пробке становится свободным. Пробка изготовлена под ключ Torx 55.
Внизу на коробке имеется ещё одна пробка – сливная. Она состоит из двух частей: маленькая (внутренняя) выкручивается ключом Torx 40, та, что побольше, – шестигранным ключом на 17. Для слива жидкости достаточно выкрутить маленькую пробку, предварительно подставив поддон.
Заливную пробку тоже желательно выкрутить, чтобы создать давление, оптимальное для слива. Когда масло начнёт вытекать тонкой струйкой, необходимо открутить и большую сливную пробку. Обратите внимание на трубку: о ней речь пойдёт далее. А мы переходим ко второму этапу.
Промывка коробки передач
Когда вытекание завершится, закручиваем сливные пробки (можно пока руками, без ключей). И через заливное отверстие вливаем первые 4 литра трансмиссионной жидкости. Теперь необходимо подсоединить воздушный фильтр и подключить фишку разъёма датчика, которую сняли до этого. Фильтр можно на место не устанавливать, так как доступ к заливной пробке пока нам будет нужен.
Теперь заводим мотор и, переключая последовательно передачи, необходимо подержать коробку в работающем состоянии по 10-15 секунд на каждой из них. Затем повторить переключения в обратном порядке, также проработав по 10-15 секунд. Затем мотор глушится, масло сливается в другую ёмкость. Жидкости не смешиваем, чтобы видеть, насколько грязным станет это масло после первой промывки коробки.
Затем повторяем промывку со второй канистрой. Также двигатель запускается, переключаются передачи. Затем масло сливается.
Залив нового масла
Прежде чем заливать последние 4 литра в АКПП Volvo, необходимо на большой сливной пробке поменять уплотнительное кольцо и большую пробку затянуть динамометрическим ключом до 35 Nm. Её уже откручивать не придётся. Но маленькая пробка пока не затягивается, так как предстоит регулировать уровень масла в коробке.
Через верхнюю пробку заливается жидкость из третьей, последней канистры. По завершении эту пробку тоже можно затянуть капитально. На место устанавливается корпус воздушного фильтра, подключается датчик замеров воздуха, надевается на место патрубок и прикручивается хомут.
Проверка уровня масла
Чтобы правильно проверить уровень масла, потребуется диагностический прибор Dace c программой Vida. Эту программу разработали в компании Volvo для диагностики параметров работы своих моделей авто. Прибор подключается к бортовому компьютеру. В его параметрах необходимо открыть Transmission control mode – режим контроля за трансмиссией. Прибор позволит видеть температуру масла в коробке. Затем необходимо запустить двигатель, чтобы нагреть масло до 50-60о С. Когда оно достигнет требуемой температуры, необходимо открутить маленькую пробку в сливе и спустить лишнее в какую-нибудь чистую посуду. Дело в том, что маленькая пробка служит для контроля уровня масла. К большой пробке припаяна трубка, которая определяет максимальный уровень. Через неё же сливается лишнее масло. Маленькая пробка фактически закрывает эту самую трубку уровня. Прежде чем закрутить маленькую пробку, на неё необходимо надеть новое уплотнительное кольцо.
В заключение необходимо сказать еще о том, что некоторые автовладельцы предпочитают делать частичную замену масла. В современных автомобилях это не рационально и неправильно. Частичная замена выполняется без промывки. Не надо забывать о том, что в результате работы трущихся друг о друга деталей в масле образуется осадок, который, если не ликвидировать своевременно, будет только увеличивать коэффициент трения деталей и в результате приведёт к поломке шестерней. Частичную замену масла можно сравнить с прокисшим молоком, в которое добавили свежее. В результате молоко быстро скиснет и будет непригодным. Так же и масло после частичной замены будет вырабатывать свой ресурс преждевременно. Если в результате возникшей утечки приходится доливать, то делать это надо с маслом той же марки, что была залита в последний раз.
В Европе на этой модели авто масло меняют через 80-100 тысяч пробега.
Автор. Там климат мягче. Для нас такой пробег – непозволительная роскошь, которая преждевременно убьёт коробку. Лучше немного перестраховаться.
Говорят, оригинальная жидкость дорогая.
Стоимость оригинального масла Volvo в разных торговых точках варьируется между 900 и 1200 рублей. Idemitsu немного дороже.