Октановое число является одной из характеристик бензина, но она не главная. Всё топливо классифицируется на четыре разных вида. Это деление в соответствии с их химическим составом. Он же, в свою очередь, в обязательном порядке должен соответствовать Техническому Регламенту ТР ТС 013/2011.
Стоит разобраться с присадками для бензина, повышающими октановое число. Они являются очень важной частью современного бензина. Ведь 95 и 98 бензины – это смесь 92-ого бензина и различных присадок. Все их можно разделить на две большие группы:
- Разрешённые Техническим Регламентом.
- Запрещённые Техническим Регламентом.
Что показывает октановое число
Чтобы понять, какие присадки подойдут для поднятия в бензине октанового числа, нужно разобраться с самим термином «октановое число». Именно оно показывает, насколько определённое топливо устойчиво к самовоспламенению. Иначе говоря, к детонации. Их зависимость прямо пропорциональна. То есть чем октановое число больше, тем и устойчивость к воспламенению выше и наоборот.
Если данный показатель высок, то бензин способен выдержать большее сжатие перед тем, как произойдёт возгорание. Чем этот показатель ниже, тем меньше показатель сжатия перед тем же самым процессом.
Езда на несоответствующем топливе
Чтобы автомобиль работал исправно, нужно следить за тем, какое топливо вливается в его бак. Если использовать несоответствующий бензин, проблем не избежать.
Например, если двигатель транспортного средства рассчитан на 95 или 98 бензин, то слишком низкий уровень октанового числа повлечёт за собой появление посторонних шумов при работе. Также вскоре обнаружатся и другие недостатки. Производительность мотора резко снизится, топливная смесь будет тратиться намного быстрее, чем раньше, а выхлопной катализатор станет более уязвим, так как в него начнёт поступать ненужное для его работы тепло. Однако, если всё же подобное случилось, нужно непременно доехать до ближайшей заправки и сменить низкооктановый бензин высокооктановым.
О том, что топливо с низким октановым числом вредно для двигателя машины, знают почти все водители. Поэтому таковыми стараются не пользоваться, чтобы избежать ненужных проблем. Но есть и обратная сторона медали. Люди считают, что топливо с высоким октановым числом безвредно. Они думают, что качество такого бензина выше. Но это заблуждение.
Использование высокооктанового топлива влечёт за собой не меньше проблем, чем низкооктанового. Например, из-за этого могут перегреваться сёдла и тарелки выпускного клапана. Если какая-либо из данных деталей перегорит, то не обойтись без ремонта, а то и замены двигателя. Данная услуга стоит недёшево, тем более занимает очень много времени. Могут возникнуть также следующие проблемы: повышенный расход бензина, снижение производительности двигателя, появление нагара на таких деталях, как поршни, клапаны, электроды свечей зажигания.
Чтобы избежать всех вышеперечисленных проблем, стоит использовать только то топливо, которое рекомендовано производителем авто.
Обзор известных присадок
Современный бензин – это смесь углеводородов, которые выделяются из нефти и сопутствующих ей газов. Но в том виде, как он есть, его не используют. К нему примешивают различные присадки. Это делается не только для того, чтобы улучшить топливо, но и чтобы сэкономить. Производство бензина является очень долгим и трудоёмким процессом. Присадки же, в свою очередь, помогают и сэкономить, и получить продукт высокого качества. Особо уделяется внимание присадкам для повышения октанового числа.
Как уже говорилось, средства для повышения октанового числа бензина делятся на разрешённые в России и запрещённые. Вот лучшие из них:
- Монометиланилин. Его главное достоинство – эффективность. Октановое число значительно повышается даже тогда, когда присадки добавляется относительно немного. 1% средства от общего объёма повышает октановое число примерно на 8-10 единиц. С поправкой на исходный материал. Если его правильно использовать, то можно получить топливо, которое будет относится к премиум-классу. Однако, есть одно «но». Данную присадку запрещено применять на территории России и некоторых других стран. Запрет на её использование был введён в 2016 году, но производить её никто не запрещал.
- Катализатор горения «DROP». По своей эффективности почти не уступает первому варианту. Чтобы превратить 92 бензин в 95, потребуется всего лишь 8-10 кг на целую тонну топлива. Если говорить в процентном соотношении, то потребуется примерно 0,8-1% от общего объёма.
- Метил-трет-бутиловый эфир. Данное средство занимает первое место на рынке подобных продуктов. Благодаря ей топливо становится более экологичным. Её используют практически во всех странах. Производят же только в двух: в России и Китае. Запрещено её применение только в США.
- Октаноповышающая присадка «Aplidium». Очень эффективна и может даже составить конкуренцию монометиланилину. Над данным средством проводились различные эксперименты. Они показали, что при его использовании остальные показатели остаются в норме, а антидетонационный эффект не вызывает никаких сомнений. В составе данной присадки имеются следующие составляющие: ароматические амины и органические растворители. Последние обладают мощным моющим эффектом.
- Трикарбонил марганца. Благодаря ей октановое число можно увеличить до 10 единиц, но это зависит от исходного топлива. Она способствует снижению содержания ароматики в бензине и снижению расхода топлива до 5%. У неё имеется ещё несколько достоинств: улучшение работы катализаторов дожига и защита катализатора от накопления в нём оксидов металлов. Возможно использование как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами. На тонну топлива рекомендуется добавлять примерно 160-180 мл. У данной присадки имеется и недостаток: при воздействии на неё солнечного света она начинает разлагаться. Из-за этого теряются её антидетонационные свойства. Данное средство хоть и очень эффективно, но не соответствует нормам экологичности в силу своей токсичности.
- Ферроцен. Выпускается в форме порошка. Содержит в себе металлы. В плане финансов это самый экономичный вариант. При добавлении в тонну топлива 170 гр. продукта, октановое число повышается примерно на 4-5 единиц. Данную присадку используют не только как способ повышения октанового числа.
- Тетраэтилсвинец. Является одним из дешёвых, но эффективных средств. Его использование запрещено на территории России и не только. Присадку не используют в первозданном виде. Причина: образование свинца на стенках цилиндра двигателя. Из-за этого он может выйти из строя. Решили данную проблему следующим способом – добавили выносители. Они образуют со свинцом летучие соединения. В качестве них обычно используют хлор или бромсодержащие соединения. Данную смесь называют этиловой жидкостью, а подобный бензин имеет название этилированного.
На рынке присутствует огромное количество подобных средств, но не от всех них стоит ожидать хорошего результата. Бывают случаи, когда подобные присадки, наоборот, наносят автомобилю вред.
Стоит ли заливать
Перед использованием октаноповышающих присадок стоит изучить все советы специалистов.
Суть в том, что те, кто реализует бензин, стремятся получить за него как можно больше денег, поэтому они заранее добавляют в него присадки для повышения октанового числа. Если в такое топливо добавить ещё подобное средство, то топливо будет перенасыщено, а это может испортить двигатель автомобиля. Поэтому не стоит без крайней необходимости использовать подобные средства. Лучше обращаться на те заправки, которые уже заслужили доверие большого количества людей.
Использовать октаноповышающие присадки можно, но делать это стоит в разумных пределах.
А вы используете подобные средства для топлива? Какими присадками вы пользуетесь? Входят ли они в наш список лучших средств? Поделитесь данной статьёй с другими людьми, чтобы они узнали для себя что-то новое.