На сегодняшний день в магазинах автозапчастей представлено огромное разнообразие различных смазочных жидкостей, предназначенных для обслуживания узлов и конструкционных элементов автомобилей. Это, в свою очередь, нередко вводит в заблуждение даже самых опытных автомобилистов: различные спецификации, допуски, сертификации и прочее — во всём этом разобраться самостоятельно бывает достаточно трудно.
А в ещё большее заблуждение вводит критерий распределения «по назначению»: почему же, на первый взгляд, очень похожие смазки используются для разных компонентов автомобиля: одни исключительно для трансмиссии, а другие только для двигателя.
И что произойдёт, если их случайно или целенаправленно смешать? В данной статье рассмотрим все особенности автомобильных масел, предназначенных для использования в КПП и ДВС, а также разберём, что будет, если в движок попадёт масло, предназначенное для трансмиссии.
Как появилась идея
Идея о том, что же всё-таки произойдёт, если залить трансмиссионное масло в двигатель, возникла несколько десятилетий назад. Ещё во времена существования СССР, когда только началось серийное производство автомобилей марки «ВАЗ», все смазочные жидкости имели единственную вариацию и использовались для всех конструкционных элементов машин.
С течением времени ассортимент машин, продаваемых на внутреннем рынке страны, начал быстро расти, и на дорогах постепенно стали появляться автомобили от зарубежных производителей.
Современная автомобильная промышленность в значительной степени отличается от той, что была несколько лет назад, не только по общему числу и ассортименту поставляемых на рынок автомобилей, но и по технологии производства.
Машины различаются между собой своими техническими характеристиками, в частности, двигателями и типом КПП, что, в свою очередь, требует определённого подхода к их обслуживанию. Вместе с увеличением ассортимента автомобилей существенно возросло и количество смазочных жидкостей, в процессе производства которых используются новые технологии, соответствующие установленным стандартам качества.
На сегодняшний момент единицы автомобилистов помнят эти факты, но всё же нашлись и такие «умельцы», которые используют масло для трансмиссии в качестве смазки в ДВС в нынешнее время. На форумах автомобилистов можно встретить истории, когда так называемые «перекупы» с целью получения личной выгоды добавляют масло для КПП в мотор автомобиля.
Например, если в «полумёртвый» двигатель автомобиля залить смазочную жидкость для трансмиссии, то мотор какое-то время, благодаря повышенной вязкости масла, станет работать более ровно, без каких-либо перепадов.
Однако, данная процедура способна «оживить» двигатель лишь на некоторое время — этого достаточно, чтобы «обманутый» покупатель отъехал от продавца приблизительно на тысячу километров. После этого, как правило, ему предстоит делать дорогостоящий ремонт всего двигателя.
Различия между маслами, используемыми в двигателе и КПП
Разберёмся, можно ли использовать трансмиссионное масло в двигателе авто, посредством изучения особенностей производства этих жидкостей и их технических свойств. Их общей чертой является лишь то, что они относятся к одной и той же категории «нефтепродукты».
И даже против утверждений самых «бывалых» автомобилистов по поводу того, что раньше в мотор заливали такое же масло, что и в КПП, можно привести множество аргументов, которые докажут некорректность их мнения.
Дело в том, что масло для моторов всегда имеет более жидкую консистенцию по сравнению со смазкой, используемой для КПП. При производстве этих автомобильных масел для двигателя могут использоваться как синтетические, так и полусинтетические компоненты.
Специальные присадки, добавляющиеся в их состав, обеспечивают стабильность и высокую эффективность работы мотора в условиях сложных климатических условий, а также при интенсивных нагрузках. Жидкая консистенция масла способствует быстрому и лёгкому распределению смазки по всей системе мотора и формированию специальной плёнки для защиты всех деталей.
Трансмиссионные масла на сегодняшний день представлены автомобилистам в виде высококачественного продукта, основой которого являются синтетические компоненты. Их главной задачей является обеспечение защиты всех элементов трансмиссии.
Такие смазки отличаются более вязкой консистенцией, по сравнению с маслами для ДВС, что, в свою очередь, гарантирует образование защитной плёнки, предотвращающей деформацию деталей во время интенсивных нагрузок.
Что случится с двигателем, если внутрь него попадёт масло для трансмиссии
В том случае, если смазка, предназначенная для использования КПП, попадает в движок автомобиля даже в самых небольших количествах, начинается химическая реакция с моторной жидкостью. В итоге это приведёт к выгоранию трансмиссионного масла. В результате этого процесса образуются шламовые компоненты, которые засорят все патрубки и каналы.
Помимо этого, в результате смешивания масел двух типов возникнут и другие химические реакции, продукты распада которых будут выпадать в осадок, снижая ток масла ко всем конструкционным элементам мотора.
Из-за этого смазочная жидкость под высоким давлением будет пытаться найти «выход» из движка и начнёт выдавливать сальники, тем самым нарушая герметичность всей конструкции. И, как результат, в дальнейшем из двигателя начнёт вытекать смазочная жидкость в местах стыков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что всё же добавлять моторное масло в трансмиссионное не стоит. А было ли у вас так, что эти масла смешивались? Как это отразилось на автомобиле? Делитесь своим опытом в комментариях.