Автомобилистов нередко интересует, можно ли смешивать трансмиссионные масла. Например, разные по составу или разных производителей. Иногда необходимость в этом возникает в дороге, когда срочно нужно долить смазку, а нужной в наличии нет. Это может потребоваться и в иных случаях. В данной статье мы расскажем о последствиях такого смешивания и о том, что делать, если смешать жидкости уже пришлось.
Особенности составов
Трансмиссионные жидкости разных типов – минеральные, полусинтетические и синтетические — имеют существенные отличия по составу. Также отличаются по содержанию различных присадок и технологии производства и масла разных производителей. Многие компании создают свои уникальные составы. Кроме того, смазки различаются по вязкости и некоторым иным параметрам. Поэтому каждое масло для трансмиссии определённого бренда имеет свой уникальный и неповторимый состав. При этом иногда различные жидкости могут быть похожи, но полного сходства у разных марок встретить практически невозможно.
Смешивание масел на разной основе
Задумываясь, можно ли смешивать синтетику и полусинтетику или минералку, стоит вспомнить о разнице в их составе. В основе минерального масла лежит природная нефть. В нём практически отсутствуют всевозможные добавки или присутствует их минимальное количество.
Полусинтетическое масло производится путём смешивания минеральной и синтетической основ. Также при этом могут добавляться различные присадки. Синтетические трансмиссионные жидкости делают с помощью сложного химического синтеза с обязательным использованием множества добавок разного типа.
Поэтому, вопреки имеющемуся мнению, смешивать такие смазки нельзя. При их смешении на компонентах трансмиссии могут образовываться различные отложения. Они нередко приводят к быстрому износу или повреждению КПП.
Смешивание масел разных производителей
Автолюбители нередко интересуются, можно ли смешивать трансмиссионное масло с похожими характеристиками, но разных производителей. Такое смешивание считается нежелательным, поскольку у каждой компании, выпускающей такие жидкости, свой неповторимый запатентованный состав. Он может заметно отличаться от составов иных марок.
Смешивать трансмиссионные масла одного производителя, но различного предназначения, также не рекомендуется. Это относится не только к смазкам разного типа и разной вязкости, но и к жидкостям, например, изготовленным для автомобилей различных марок и моделей. При этом нельзя смешивать не только жидкости для разных трансмиссий, но и созданные для КПП одного типа. Дело в том, что такие масла имеют различный состав. В них могут применяться присадки разных типов. Поэтому последствия такого смешивания могут быть печальными. Но иногда долив смазки того же бренда и с похожими характеристиками допустим. Вред от этого будет значительно меньше, чем если смешать разные марки.
Смешивание масел разной вязкости
Также стоит поговорить о составе трансмиссионных масел с разной вязкостью. Напрасно некоторые автовладельцы считают, что, смешивая жидкости для коробки передач с различными показателями вязкости, можно получить более жидкую или более густую смазку, которая и нужна для данного автомобиля. Возможно, это и так, но разница составов масел приведёт к неприятным последствиям. Это могут быть отложения на резиновых деталях коробки передач и многое иное.
Опасные последствия перемешивания масел
Автомобилистам необходимо знать, что будет для разных видов трансмиссий, если смешать трансмиссионное масло. Наиболее опасны такие последствия для автоматов, роботов (преимущественно DSG) и вариаторов. Иногда такие коробки могут мгновенно выйти из строя, потребовав дорогостоящего ремонта или замены. Например, АКПП может уйти в аварийный режим. Не исключено засорение фильтров и гидроблока. Устранить такие последствия непросто и дорого.
Но и для обычной механической коробки передач смешивание жидкостей разных типов или производителей может быть опасным. После этого нередко появляются такие неприятные симптомы, как:
- Появление белесого осадка.
- Вспенивание смазки.
- Изменение вязкости.
- Ухудшение переключения передач.
- Появление неприятного звука при переключении и многие другие.
При возникновении данных признаков следует срочно прекратить использование автомобиля и принять все возможные меры для их скорейшего устранения. А в случае с роботом, вариатором или автоматической трансмиссией желательно незамедлительно обратиться к профессионалам. Только они знают, что делать в данном случае, чтобы избежать дорогостоящего восстановления.
Исключение могут составлять относительно старые механические коробки передач недорогих и не очень новых машин, преимущественно отечественного производства. Иногда в этом случае удаётся избежать столь неприятных последствий. Для них смешивание смазок может пройти практически бесследно. Но и в этом случае так экспериментировать не стоит. Ведь эффект может быть непредсказуемым.
Необходимые действия при возможном смешении трансмиссионного масла
Обычно автомобилисты точно знают, смешивали ли они трансмиссионные масла или нет. Чаще всего смешивание происходит в дороге, когда нужно срочно долить смазку, а нужной под рукой не оказалось. При этом была жидкость иного типа или производителя. Конечно, это лучше, чем ехать с недостатком масла, но это вовсе не освобождает водителя от неприятных последствий и требует принятия незамедлительных мер для их минимизации.
Не исключены ситуации, когда автовладелец может вовсе не знать о том, что смазки были смешаны. Например, если автомобилем пользуются разные водители или машина на время давалась другому человеку. Смешивание возможно и если авто отдавалось на СТО для обслуживания и ремонта. Чаще всего это происходит непреднамеренно, по незнанию или при отсутствии иного выхода. Но иногда нельзя исключать и умышленное причинение вреда автомобилю из мести или в иных случаях. Часто такое происходит с владельцами дорогих и элитных транспортных средств.
Чтобы избежать последствий смешивания или хотя бы свести их к минимуму, рекомендуется добираться до гаража или автосервиса в щадящем режиме. Он исключает езду на повышенных оборотах, спортивный стиль вождения и буксировку прицепов. Также нежелательно ехать с очень высокой скоростью. Эксплуатировать автомобиль с такой смесью масел можно не более 100-200 километров. После этого требуется полностью слить всю смазку из трансмиссии и промыть её.
Иногда могут понадобиться и иные действия. Заменить трансмиссионную жидкость можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Но при отсутствии такого опыта или подозрении на поломку коробки передач, следует незамедлительно обратиться на СТО. Это особенно важно, если в автомобиле установлена автоматическая или роботизированная трансмиссия либо вариатор. Зачастую в таком случае лучше вызвать эвакуатор, чем самостоятельно ехать до места ремонта. Это особенно важно, если заметны явные признаки неисправности коробки передач.
У меня вообще была очень печальная история. Жена случайно долила в вариатор неподходящее масло. В итоге он вышел из строя. Поэтом заменили его на автомат, а машину вскоре продали.
Да я частенько смешиваю жидкости, не считаю это очень важным. У меня машина очень простая, отечественная и неновая. Пока никаких проблем не возникало!