Гидравлические домкраты осуществляют свою работу с помощью масла. Именно масло играет роль основной движущей силы. Так устройству удаётся поднимать массивные предметы, удерживать их в заданном положении, и при этом не испытывать серьёзных нагрузок на внутренние элементы.
Но если масла не будет, его качество или уровень окажутся низкими, эффективность работы агрегата снизится или произойдёт полный отказ. Правильная эксплуатация домкратов гидравлического типа предусматривает обязательную периодическую замену рабочей жидкости.
Какими бывают масляные домкраты
Ассортимент домкратов, работающих на жидкости (масле), достаточно обширный. Они могут отличаться по своей конструкции, внутреннему объёму заливаемого масла, принципу работы. Но всегда есть одна ключевая и общая черта. Это использование масла для работы механизма.
Разделить устройства можно на:
- бутылочные;
- подкатные;
- ромбические;
- реечные;
- двухуровневые и так далее.
Но стоит отметить, что первые 3 типа получили наибольшее распространение в своём сегменте. Поэтому в продаже и в руках автомобилистов, сотрудников СТО и других организаций встречаются чаще всего именно такие домкраты. Так что их рассмотрим отдельно на примерах процедуры замены рабочей жидкости.
Какое масло использовать
Теперь к вопросу о выборе масла для домкратов гидравлического типа. Для работы привода нужна специальная жидкость, предотвращающая активный износ. Такие составы дают возможность оборудованию функционировать при различной температуре и влажности. Задача состава — передать энергию при подъёме и опускании груза.
Гидравлические масла бывают разных видов:
- для промышленного оборудования и транспортных средств;
- судов;
- летательных аппаратов;
- гидротормозных и амортизаторных систем.
Выбирая, какое масло лучше заливать в свой домкрат, учтите различия по составу. Различают 3 класса:
- А. Это чистое минеральное масло, в составе которого отсутствуют присадки.
- Б. Минеральная основа, но уже с добавлением антикоррозийных и антиокислительных компонентов.
- В. Очищенная минеральная база, где присутствуют также антиокислительные, антикоррозийные и противоизносные добавки.
Согласно международной классификации, такие составы делят на водно-гликолевые, нефтяные (минеральные) и синтетические.
Если вы не знаете, какое масло заливается в конкретные гидравлические подъёмные домкраты, загляните в руководство по эксплуатации. Там обычно прописаны основные требования и характеристики. Это касается вязкости, стойкости к окислению, антикоррозийности, температуры вспышки и застывания.
Низкая вязкость считается более надёжным показателем. Но так быстрее происходит износ из-за трения. Ещё повышается вероятность утечки жидкости. Высокая вязкость не всегда хороша. При низкой температуре или при малой мощности домкрата работа механизма заметно усложняется.
Касательно того, какое масло предпочтительнее заливать в разные гидравлические домкраты. Здесь рассматривают такие варианты:
- Синтетическое. Имеет сложный и технологически продвинутый состав. Но стоит дорого. Считается наиболее безопасным и эффективным видом гидравлического масла.
- Гликолевое. Имеет много одобрений от производителей гидравлики. Хорошо тем, что не наносит вреда металлу и не разрушает рабочие поверхности. Но цена также высокая.
- Нефтяное (минеральное). Самое доступное масло. Если иного выбора нет, можно брать. Но гарантировать, что оборудование будет работать долго и эффективно, нельзя.
Никогда при смене рабочей жидкости не доливайте к старому маслу состав другого изготовителя. Даже если у них база, свойства и показатели вязкости одинаковые.
Правильнее всего использовать состав одного производителя и периодически его менять. Решив долить недостающее масло в свой подкатной гидравлический домкрат, или любой другой тип оборудования, помните об этом. Смешивание масел может привести к серьёзным последствиям и дорогостоящему ремонту. А возможно и к необходимости замены агрегата.
Многие интересуются, можно ли в гидродомкрат залить обычное моторное масло. Нет. Так делать настоятельно не рекомендуется.
Есть перечень того, что лить лучше не стоит:
- моторные масла;
- тормозную жидкость;
- трансмиссионные смазки;
- глицерин;
- воду.
Используя такие составы, повышается вероятность быстрого выхода из строя механизмов, появлению коррозии.
Если залить масло или состав, который не соответствует требованиям гидравлического домкрата, это может привести к внезапному падению устройства вместе с поднятым грузом.
Не так сложно себе представить, к каким последствиям это может привести. В особенности, если под поднятым грузом при этом находился человек.
Как заменить масло
Далее узнаем, как долить правильно масло в гидравлические домкраты и как провести полноценную замену рабочей жидкости.
Доливка требуется при падении уровня жидкости ниже рекомендуемого. Но при условии, что свойства и качество состава не изменились. Тогда вариант с доливкой допустим. Нужно лишь заправить недостающее количество. Но будет правильнее узнать, как залить полноценно масло в подкатной домкрат, либо в устройство другого типа.
Общий принцип замены масла в гидравлических домкратах сводится к следующему:
- Полностью опустить устройство, повернув перепускной клапан. Именно в таком положении проводятся все работы по обслуживанию. За счёт опускания вся рабочая жидкость стекает в резервуар.
- Найти заливное отверстие. В зависимости от типа и модели, расположение бывает разным. У бутылочных обычно на самом бачке. У подкатных в основном цилиндре. Иногда приходится откручивать крышку над бачком, снимать заглушку или винт.
- Слить старую смазку. Делается это обычно через заливное отверстие. В разборных моделях просто снимается бачок. У неразборных нужно перевернуть домкрат, несколько раз покачать насосом. Часть жидкости обычно задерживается под поршнем. Для её извлечения сдвиньте поршень вверх и вниз несколько раз.
- Залить свежую рабочую гидравлическую жидкость. Для этих целей используйте маслёнку или шприц.
- Удалить лишний воздух. Достаточно несколько раз опустить и поднять ручку домкрата.
Самой правильной считается такая последовательность. Сначала сливается старая жидкость, затем промывается система с помощью очистителей или обычного керосина, после чего заливается новое гидравлическое масло.
Промывка актуальна для тех домкратов, которые давно эксплуатируются и имеют некоторые проблемы в работе. Но, в зависимости от того, какой именно это гидравлический домкрат, процедура может иметь свои особенности. Поэтому посмотрим, как заправить маслом наиболее распространённые виды оборудования.
Бутылочный
Для начала о том, как залить масло в самый популярный бутылочный домкрат.
Здесь можно дать следующие рекомендации:
- подготовить необходимое количество масло;
- взять ёмкость для слива отработки;
- приобрести достаточно большой медицинский шприц;
- опустить вниз до упора шток;
- открыть пробку масляного отсека, расположенную на корпусе устройства;
- крепиться она может резьбовым соединением или простой резиной;
- слить отработку в подготовленную ёмкость;
- промыть, если это требуется;
- наполнить шприц свежей жидкость;
- вливать в отверстие до тех пор, пока масло не начнёт вытекать обратно;
- закрутить пробку и поднять полностью шток;
- стравить лишний воздух из системы;
- проверить уровень и при необходимости долить ещё масла.
Главное, чтобы уровень был полным, а воздуха внутри не было.
Подкатной
Отдельно рассмотрим, как поменять масло также в гидравлическом подкатном домкрате. Процесс похож на предыдущий вариант. Но поскольку подкатные устройства имеют свои конструктивные особенности, отличия всё же есть.
Принцип такой:
- для удобства слива устройство можно разобрать и извлечь основной элемент, где находится масло;
- можно поменять и без разбора агрегата;
- опустить полностью упор и закрыть кран;
- найти пробку для доступа к масляной ёмкости и снять её;
- перевернуть и полностью слить отработку;
- при опущенном штоке, закрытом кране и вынутой пробке можно начинать заправлять;
- набрать масло в шприц и постепенно вливать его в отверстие;
- доливать, пока уровень не окажется у края заливного отверстия;
- прокачать для удаления лишнего воздуха;
- долить недостающий объём масла;
- собрать конструкцию в обратной последовательности.
Учтите, что после прокачки воздуха уровень обычно снижается. Нужно ещё раз долить жидкость, снова прокачать и опять проверить. Иногда приходится делать доливку 2-3 раза.
Ромбический
Также расскажем, как выполняется заправка ромбического гидравлического домкрата. Такие устройства внешне кажутся не особо надёжными, но слишком сложными. Это уже субъективный вопрос. Зато в плане удобства замены масла они одни из лучших. Ёмкость с рабочей жидкостью обычно находится под ручкой насоса, либо с правой стороны от неё. Тут может быть 2 варианта заправки:
- через крышку, расположенную сверху;
- через отверстие сбоку.
В первом случае домкрат должен находиться в обычном для себя положении. Если используется боковое отверстие, тогда придётся перевернуть устройство на бок. Для замены гидравлической жидкости необходимо:
- полностью опустить упор;
- открутить крышку или пробку;
- слить отработку;
- шприцем или маслёнкой залить свежую жидкость;
- закрутить плотно кран;
- поднять упор до максимального уровня, накачивая насос;
- открутить кран и вручную опустить поршень, чтобы стравить воздух из системы;
- долить при необходимости жидкость;
- собрать узел.
На этом замена считается завершённой. Ничего принципиального сложного тут нет. Каждый может справиться своими силами.
Когда проводить замену
Теперь вы знаете, какое масло лучше всего заливать в гидравлический бутылочный, ромбический или любой другой домкрат. Это должна быть специальная гидравлическая жидкость. Конкретные характеристики лучше взять их технической документации к своей модели устройства.
Перед тем как залить свежее масло в домкрат, нужно убедиться, что такую процедуру пора проводить.
Если устройство используется достаточно редко, то хватит 2 замен в год. Если агрегат эксплуатируется регулярно, тогда интервал между заменами нужно сократить до 1 месяца. При средней интенсивности работы смазку меняют раз в 3-4 месяца.
На необходимость замены масла указывает не только время, из-за которого состав начинает постепенно портиться, загрязняться и пениться. Также могут возникать утечки жидкости. Чаще всего этим страдают бутылочные домкраты, которые часто находятся в горизонтальном положении.
В большинстве случаев владельцы такого оборудования предпочитают проводить замену масла своими руками. Но в том случае, если даже после замены домкрат не удерживает поднимаемый груз, нужно искать причину в другом.
От периодичности замены масла, а также от соблюдения правил эксплуатации во многом зависит надёжность и долговечность работы гидравлического домкрата. И ещё один совет. Если вы рассчитываете на эффективное функционирование устройства, старайтесь изначально выбирать инструмент хорошего качества. Дешёвые китайские домкраты это обеспечить не способны.
Какой у вас домкрат? Кто пользуется гидравлическими устройствами? Насколько довольны их работой? Как часто проводите замену масла?
У меня долго был обычный ручной или механический. Короче шел еще в комплектации к машине. Но в один момент он меня сильно подвел. Пошел купил бутылку. Ну в смысле бутылочный домкрат. Уже 4 года им пользуюсь. Масло правда менял где-то раз в год. Но пока не подводил.
Работал несколько лет в сервисе. У нас было сразу несколько домкратов. Среди них и гидравлические. От простых бутылочных до мощных подкатных. Сами их обслуживали. В среднем наверное раз в 2 месяца. Некоторые раз в 3-4 месяца. Зависело от интенсивности использования. Ничего сложного.
У меня внедорожник есть, люблю выезжать на разного рода трофи рейды. Как хобби, увлечение. Но домкрат там нужен просто обязательно. Я взял реечный. Посоветовали товарищи. Можно сказать доволен. Гидравлика справляется прекрасно. Перезаправляю раз в год. Раз в 2 года делаю промывку.
Имеется автомобильный домкрат. Но пользуюсь еще и для других целей. Включая строительные работы. Эксплуатируется активно и под большой нагрузкой. Масло стараюсь менять часто. Перед серьезными и тяжелыми работами обязательно меняю. В среднем получается раз в 2-3 месяца наверное.
Да уж. Стыдно признаться. Я даже и не знал, что масло там нужно менять. Я за рулем не так давно. Но домкратом уже успел несколько раз воспользоваться. Судя по всему мне пора идти в гараж. А то как раз скоро собираюсь диски менять. Боюсь как бы домкрат мой многострадальный не сорвался.