ВАЗ 2121 — это советский внедорожник малого класса, который продолжает выпускаться до сих пор. Машина получила несколько модификаций, а также пережила ряд доработок за период эксплуатации. Серийное производство стартовало ещё в 1977 году. И некоторых откровенно удивляет тот факт, что модель существует и в 2022 году. Причём речи о снятии машины с производства не идёт.
ВАЗ Нива ориентирован на сложные условия эксплуатации. Не просто так это полноценный полноприводный внедорожник. Но подобные условия заставляют внимательнее относиться к вопросам обслуживания.
В особом уходе нуждаются элементы трансмиссии, куда входят и ведущие мосты (передний и задний). Согласно руководству по эксплуатации, в мостах (редукторах) нужно периодически менять масло. Сегодня расскажем о том, как часто это нужно делать, что использовать для замены и как своими руками выполнить работу.
Периодичность замены
Передний и задний мост — это элементы трансмиссии. В этот узел также входит механическая коробка передач и раздаточная коробка. Особенность в том, что все компоненты трансмиссии рекомендуется обслуживать одновременно. Касательно того, когда именно нужно заливать новое масло в ведущие мосты на автомобиле ВАЗ Нива 21214, 2121, 21213, информация разнится.
Некоторые источники пишут, что интервал должен составлять 60 тысяч километров. Первую замену делают через 45 тысяч км. Но всё же правильным считается интервал в 40 тысяч километров. Тут есть свои нюансы, связанные с условиями эксплуатации, а также с самим используемым типом масла.
Чтобы упростить получение ответа на вопрос об интервале между заменами, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
- Если автомобиль новый, купленный с салона и без пробега, тогда нужно учитывать период обкатки. Поскольку происходит притирка деталей, образуется определённая выработка. Она попадает в рабочую жидкость и нарушает его технические и эксплуатационные характеристики. Правильное решение — заменить смазку в редукторах, а также других элементах трансмиссии, уже через 1,5-2 тысячи километров.
- При умеренных условиях эксплуатации, когда на трансмиссию не воздействует серьёзная нагрузка, интервал между заменами может составлять 45-50 тысяч километров. Но только при условии, что залито качественное трансмиссионное масло.
- Оптимальным интервалом считается пробег в 40 тысяч километров. Это достаточно много, то есть каждый год заниматься подобными процедурами не придётся.
- В случае тяжёлых условий эксплуатации межсервисный интервал для переднего и заднего моста на ВАЗ Нива 2121 лучше сократить до 30 тысяч километров.
Соблюдение таких условий позволит избежать нежелательных проблем со стороны трансмиссии, а также максимально продлить срок службы узла.
Как выбрать масло
Во все трансмиссионные узлы, включая передний и задний мост, на заводе по производству Нивы заливают минеральное масло. Одно одинаковое для всех компонентов. При последующем прохождении ТО в рамках действующей гарантии на официальном сервисе АвтоВАЗ заливают точно такое же оригинальное трансмиссионное масло для Нивы 2121. Проблема лишь в том, что это минеральный состав и качество его не всегда достаточно высокое.
Владельцы ВАЗ Нивы советуют переходить на полусинтетическое масло. И лучше всего это делать после 10-15 тысяч километров пробега, если это новая машина.
Казалось бы, для ещё лучшего эффекта стоит взять синтетический состав. Но это не так.
Заливать синтетические трансмиссионные масла в мосты на Ниве не самая хорошая идея. При жаркой погоде вязкость и без того достаточно текучего масла будет снижаться ещё больше. Из-за этого существенно возрастает вероятность протекания рабочей жидкости через сальники.
Продолжать использовать минеральную смазку также не рекомендуют. Но уже по причине её поведения в холодный период. Из-за морозов минеральный состав сильно густеет. Это усложняет переключение передач, а также затрудняет движение машины до момента, пока не произойдёт полноценный прогрев.
Вот и получается, что для российских условий эксплуатации, а также конструктивных особенностей автомобиля ВАЗ Нива 2121, оптимальным выбором является именно полусинтетическое трансмиссионное масло.
Если же говорить о технических характеристиках смазочного материала, то тут отталкивайтесь от следующих факторов:
- Приобретайте масла с маркировкой GL-5. Это оптимальный выбор для Нивы.
- Здесь уже речь идёт о вязкости трансмиссионного масла. Как минеральное, так и синтетическое масло нужно выбирать с вязкостью 75W90.
Доверяйте проверенным производителям. Старайтесь не использовать жидкости сомнительных и малоизвестных брендов. Нет гарантий, что заявленные характеристики будут соответствовать действительности.
Сколько нужно масла в мосты
То, сколько масла нужно для Нивы, зависит от конкретного моста.
- Передний редуктор. Если вы не знаете, сколько масла по регламенту заливается в передний мост на внедорожнике Нива 2121, то запоминайте. Заправочный объём составляет 1,15 литра.
- Задний редуктор. Здесь требуется немного больше трансмиссионной жидкости. Заправочный объём, согласно техническим документам, составляет 1,3 литра.
Учтите, что такой объём является одинаковым для всех модификаций отечественного внедорожника ВАЗ 2121 Нива.
Что же касается разницы в требуемом количестве масла, то это легко объяснить. По определению ведущим мостом на Ниве является именно задний. На него приходится большая нагрузка. Поэтому и смазочного материала нужно больше.
Как заменить масло в мостах
Самостоятельная замена масла в переднем, а также в заднем мосту (редукторе) на ВАЗ 2121 Нива не должна вызвать серьёзных проблем.
Но учтите, что замена трансмиссионного масла в переднем редукторе несколько отличается от работы с задним мостом на ВАЗ Нива. Поэтому процедуры следует рассматривать отдельно.
В обоих случаях слив и заливка масла будут невозможными без набора инструментов. Он состоит из:
- технического шприца или воронки подходящей конфигурации;
- шестигранного ключа на 12;
- накидного ключа на 17;
- ветоши;
- ёмкости для слива старой жидкости.
Пытаться использовать торцевой ключ вместо накидного бессмысленно. Работать откровенно неудобно.
Сливное отверстие располагается в нижней части моста. Заливное отверстие вы найдёте на боковой стенке.
Передний мост
Пошагово процесс выглядит следующим образом:
- Прогрейте немного автомобиль, если на улице холодно. Так рабочая жидкость станет более текучей, быстрее и в большем объёме выйдет из моста.
- Подготовьте пустую ёмкость нужного объёма и подставьте её под сливное отверстие.
- Открутите заливную пробку. Так жидкость будет стекать значительно быстрее.
- С помощью шестигранника открутите пробку сливного отверстия.
- Подождите, пока старая рабочая жидкость выйдет. В среднем на это требуется около 15 минут.
- Верните на место сливную пробку. Только не забудьте перед этим её почистить от загрязнений и старого состава.
- Заливать рекомендуется ровно столько же, сколько удалось слить. Заправочный паспортный объём может не совпадать с реальным, поскольку 100% отработки слить без оборудования сложно.
- Проверьте уровень. Жидкость должна доходить до нижней кромки отверстия для заливки. Закрутите сливную пробку.
Задний мост
Инструменты нужны аналогичные. Сливные и заливные пробки откручиваются идентично, имеют такие же размеры. Фактически разница только в том, что задний редуктор имеет иное расположение.
Пошагово процесс выглядит так:
- подставьте под сливное отверстие пустую тару;
- открутите заливное отверстие;
- открутите пробку сливного отверстия;
- дождитесь слива отработки, на что уйдёт 10-15 минут;
- тщательно удалите все загрязнения вокруг заливного отверстия;
- очистите обе пробки;
- закрутите сливную пробку;
- залейте свежую рабочую жидкость;
- закройте заливное отверстие, но старайтесь не сильно затягивать пробку, чтобы не сорвать резьбу.
Заливая новую трансмиссионную жидкость, ориентируйтесь на то, что уровень должен достигать кромки верхнего заливного отверстия.
Правильным решением при замене масла в заднем редукторе будет дополнительно снять и прочистить сапун и заменить прокладку.
Вы наглядно можете видеть, что ничего сложного в работе с мостами на Ниве нет. Такую работу легко можно выполнить своими руками.
Что думаете про ВАЗ Ниву? Не пора ли модели на пенсию? У кого есть Нива 2121? С каким интервалом меняете масло в редукторах (мостах)? Что используете: минеральное или полусинтетическое масло?
Да, конечно, пора. Не понимаю, почему машину до сих пор собирают. Обновления бестолковые какие-то. В 21 веке Нива совершенно неактуальная. Причем и цены на новую Ниву какие-то космические. Короче все очень странно. И решения АвтоВАЗ не понимаю категорически.
Старая добрая рабочая лошадка. Идеальный автомобиль для охоты и рыбалки, для тех кто любит заехать туда, где на обычной машине не проедешь и близко. Дешевая в обслуживании, простая как велосипед по конструкции.
У меня Нива служит уже почти 10 лет. Сейчас это как второй автомобиль. Езжу на ней на дачу, на рыбалку. Обслуживаю сам от и до. В мостах меняю каждые 50 тысяч километров. Хотя не так много раз это сделал.
Мне тоже кажется 60 тысяч км интервала слишком много. 30 маловато. Хотя если залита галимая минералка, то как раз к 30 тысячам она и потеряет все свои свойства. Золотая середина это 45 тыщ км.
У отца Нива до сих пор. Ни в какую ее не хочет продавать. Хотя ездит редко, есть вторая хорошая современная машина. Кроссовер на полном приводе. Но если едем куда-то не по трассам, всегда берет Ниву. Комфорт и Нива понятия несовместимые конечно. Но что не отнять, так это проходимость. Спросил у отца. Говорит в редукторах лучше менять каждые 40 тысяч км в условиях средней тяжести. Он делает около 35 тысяч км. Полусинтетику.